Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Купальские обряды и песни Смоленщины

Этнос: Русские
Конфессия: Православие
Язык: Русский
Паспорт объекта
В европейской части России купальская обрядность фиксируется лишь в пограничных с Белоруссией и Украиной зонах. Одна из таких зон охватывает западную часть Смоленской области — Велижский, Руднянский, Краснинский, Монастырщинский, частично Демидовский, Духовщинский, Смоленский и Ярцевский районы. Здесь, как и в смежных северобелорусских традициях, купальский этнографический комплекс оформляет одну из важнейших границ годового календарного цикла — весенне-летнее порубежье.


Большая часть обрядов группируется вокруг главных для купальского комплекса тем, связанных с культом растительности, представлениями о чудесных свойствах растений и об активности нечистой силы в этот период и др.


Наиболее популярный элемент смоленской купальской обрядности — разжигание молодыми парнями костра вечером накануне Иванова дня (7 июля). Костер разводили рядом с ржаным полем (житом), на возвышенном месте (на горе), на дороге к кладбищу. В качестве горючего материала чаще всего использовали старое колесо от телеги (каток) или бочку из-под дегтя, которые поднимали на жерди или прикрепляли к дереву. Колесо, бочку, ухваты или само дерево обматывали соломой и поджигали. Кроме того, в огонь могли бросать высохшую троицкую зелень (май) и старые веники. Возле костра собирались парни и девушки, устраивали гулянье с танцами и песнями под гармонь и другие инструменты, играли в различные игры.


В некоторых селах Руднянского района перед разжиганием костра девушки совершали обрядовые обходы дворов с пением специальных песен, а хозяева одаривали их. Среди даров — обрядовое кушанье кулáга, которое девушки несли к костру и там сообща поедали.


Назначение купальских костров нередко видится в изгнании или уничтожении нечистой силы. Не случайно само действие разжигания костров нередко называли «жечь (палить) ведьму», «выгонять ведьму»: «Раньше веники навяжуть на шесты, ... зажигають. Кружим-кружим эти веники — ведьму жжём тую. ...Когда те веники пожгуть, прыгають, кричать: «Ведьму сожгли! Ведьму!»» (д. Добрино Духовщинского р-на); «Ведьма ... обязательно на купалинку сидить в жите, вправду сидить... На купалинку жгуть каток, выгоняють ведьм, песни поють». Недаром в купальских песнях поется:


Выйди ведьма с жита вон,

А ня выйдешь, то сажгём.


На Смоленщине широко распространены представления об оборотничестве ведьм, которые могут превращаться в кошек, лягушек и т.п., чтобы в таком виде пробраться на поле или в хлев с целью отобрать спор у хлеба и молоко у коров. Во многих селах практиковался обычай стеречь домашний скот всю купальскую ночь до первых солнечных лучей. В качестве оберега на рога корове вешали замок, а хлев обсыпали маком, втыкали в стены чертополох или цветы иван-да-марья, веря в защитную силу этих растений.


В западных и южных районах Смоленской области в купальскую ночь парни и девушки обязательно устраивали «шкоды»: выдергивали лук из грядок и разбрасывали его по дороге, раскидывали дрова, снимали ворота и выносили их на дорогу, ломали заборы, подпирали двери домов, чтобы хозяева утром не могли выйти на улицу, закрывали печные трубы, чтобы дым валил в избу, и т.п. Эти бесчинства имели обрядовый характер, поэтому виновников не наказывали: «Под Ивана Купала эта ночь — уже всё им [парням] прощается. Что сделал — всё пропало. Это уже прощальная ночь» (д. Стайки Хиславичского р-на); «Делали шкоды. Кому что: кому дрова разбросають, а кого, может, дома закроють, чтоб ня вылез. Это заведёно не от нас и не от вас, это всё время. Это Купала. Говорять, что Иван Купала, что кто ночью сделал — всё пропало. Значить, не наказываются» (д. Кадомы Руднянского района).


Считалось, что растения, собранные в купальскую ночь, обладают отгонными свойствами, способностью противостоять разного рода напастям. Ольховые ветки ломали и втыкали в капустные грядки, чтобы черви не заводились; венки из васильков клали на лук, ромашковые или дубовые — на капусту, а на окна, иконы и на крышу (от пожара) — венки из разных цветов. В некоторых местах сорванные растения (обобщенно их называли купальской травой) было принято освящать в церкви. Эту траву хранили дома и сжигали в печи во время грозы, чтобы молния не ударила в дом.


Во многих селах существовал обычай в купальские праздники заготавливать на весь год банные веники — березовые и дубовые, которые считались целебными, полезными для здоровья.


В смоленской купальской обрядности заметное место занимает желто-синий цветок Melampyrum nemorosum, который здесь называют «брат-сестра». Записаны связанные с этим цветком легенды, в которых объясняется необычность его возникновения и названия. Эти легенды существуют и в виде купальских песен с сюжетом, разрабатывающим мифологический мотив инцеста. Из этих цветов плели купальские венки и использовали их в разнообразных магических практиках.


Одна из них – широко распространенные на Смоленщине девичьи гадания с купальской травой. Из цветов плели венки круглой формы или в виде креста: «Сделають из 12 цветов хрестик. Идём к реке, крестики бросаем и гадаем, кто первый замуж выйдет» (д. Кадино Монастырщинского района). В Краснинском районе венки бросали через костер: если венок упадет в пламя, то девушка в этом году замуж не выйдет. Часто гадали по подорожнику (трипутник). Рвали несколько кустиков и считали: если их количество было четным, то это предвещало замужество. В других местах с сорванным подорожником шли на перекресток и приговаривали:


Трипуття-трипуття!

Растёшь ты при пути,

Ты видишь и пешего и конного,

И видишь жа ты моего законного.


Потом клали подорожник за пазуху и ложились с ним спать, надеясь во сне увидеть своего жениха: «Обязательно увидит своего законного! Во сне увидють и за того замуж идуть» (д. Волоковая Смоленского р-на).


В д. Студенец Шумячского района записан редкий девичий обряд, приуроченный к Купале, — «искать долю»: «Девки кожухи выворачивали, оденут вверх шерстью и каб мне попасть за богатого жениха замуж, каб такей был лохматый! Долю искали, кричали: «Доля, гу! Отгукни! А где ты? Найди сёдняшний годок! Иван Купала, сделай так, чтоб всё пропало!»».


Наконец, на Смоленщине известны специфические купальской былички и поверья — о цветущем в полночь папоротнике и кладах, открывающихся в купальскую ночь. «Здесь у нас цвятить папороть перед Иваном. Вот хто не боится, тот ходит в лес и пасёт эту папороть. Тады рви той цвяточек, тады там денег найдешь или клад какой» (д. Прихабы Смоленского района). «Ишли мужики воровать, гукали [знакомого]: «Пойдём, Иван (ти чем там они его называли), пойдём з нами! Дурак, заживёшь!» А ён: «Не, я на это не согласен идить у людей последнее воровать». Говорить: «Если Бог дасть, мне и в окошко подасть». Пошли они, нигде им ничóга не удалось утащить. Нашли дохлого собаку. «Погодь, г[овори]ть, мы ж яму... Бог яму дасть и в окошко подасть!» Аны спять, а они окошко пристремили — это ж летом ужо было. И этого собаку — бух у хату! А собака этот рассыпався чистым золотом! Это был клад, во! Он же во всяком виде придавался! И сами побегли. Столько нагрёб тот мужик — освятило всё в хате золотом! «А Боженька!» — хозяйка кричить, — «вставай! Что у нас такое? Горим, верно!» Глянули — денег на полу! Нагрябли этого золота — и тот хозяин жил по самую смерть!» (с. Волоковая Смоленского района).


Купальские песни в Смоленской области известны на меньшей, чем сами обряды, территории. В 1980–1990-е годы они фиксировались преимущественно на северо-западе региона, в бассейне притоков Западной Двины. Обычно их называли купальскими или купалинками — по одному из самых распространенных зачинов поэтических текстов — «Купалинка, ночь маленька». Поскольку эти песни можно было петь не только в купальскую ночь, но и в течение всего Петровского поста, то их нередко именовали также петровскими. В Петровки устраивались толоки — коллективный вывоз навоза на поля, поэтому песни могли называть и толочными. Иногда исполнители определяли купальские песни как весенние.


Как правило, в смоленских деревнях бытует один купальский напев, на который распевается целый ряд поэтических текстов со структурой стиха 4+4. В них присутствуют характерно купальские мотивы: диалог с «купалинкой» («где твоя дочка?»), осмотр полей («Марья Йвана в жито звала»), выгон ведьмы («Выйди, ведьма, с нашего жита») и др. Обращают на себя внимание присутствующие в некоторых купальских песнях мотивы противоборства молодежных групп парней и девушек, взаимные высмеивания («А кто у нас стрелец-боец?», «А кто у нас стар-неженатый?», «Сегодня купалка, завтра Йван, завтра будеть лихо вам») и др.


Сегодня из некогда богатого арсенала смоленской купальской обрядности в живой практике остается зачастую лишь возжигание костров, которые современная молодежь за неимением колес от телег устраивает из негодных автомобильных покрышек. В некоторых селах имеют место молодежные бесчинства, утратившие, правда, свой ритуальный характер. Старинные купальские обряды и сопутствовавшие им фольклорные тексты (словесные и музыкальные) чаще всего остаются лишь в памяти людей старшего возраста. 

ВИДЕО

Фото

Аудио

01 Купальская песня «На Ивана рано солнышко играло» в исполнении жительниц д. Заборье Руднянский р-на Смоленской обл. Правовая информация

02 Купальская песня «Сёдня Купала, завтра Йван» в исполнении жительниц д. Шумилово Велижский р-на Смоленской обл. Правовая информация

03 Купальская песня «Купаленка, тёмная ночка» в исполнении жительниц с. Городище Велижский р-на Смоленской обл. Правовая информация

04 Купальская песня «Выйди, ведьма, з нашего жита» в исполнении жительниц д. Нижние Луги Демидовский р-на Смоленской обл. Правовая информация

05 Купальская песня «Купаленка, ночь маленька» в исполнении жительниц с. Любавичи Руднянский р-на Смоленской обл. Правовая информация

06 Купальская песня «Марья Ивана на улицу звала» в исполнении жительниц с. Никонцы Руднянский р-на Смоленской обл. Правовая информация

07 Купальская песня «Как по бору, по вересу» в исполнении жительниц д. Лужки Руднянский р-на Смоленской обл. Правовая информация

08 Купальская песня «На Купале огонь горит» в исполнении жительниц д. Голынки Руднянский р-на Смоленской обл. Правовая информация

09 Купальская песня «Ох и вдовушка-вдова» в исполнении жительниц д. Махначи Руднянский р-на Смоленской обл. Правовая информация

10 Купальская песня «Бумаженка Надюшенька» в исполнении жительниц с. Никонцы Руднянский р-на Смоленской обл. Правовая информация

11 Рассказ жительниц д. Нижние Луги Демидовский р-на Смоленской обл. о праздновании Ивана Купалы Правовая информация

Самый известный русский импрессионист

Константин Коровин

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

В Государственном музее Пушкина на Пречистенке развернута выставка «А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». К 180-летию публикации».

Подробнее

Концерт завершает Год Сергея Прокофьева в России.

Подробнее

Праздник интеллектуальной литературы подводит книжные итоги года.

Подробнее

Увидеть старинные механические куклы, узнать различия крестьянских лаптей, услышать сонеты Шекспира…

Подробнее

Изучим афишу последнего месяца 2016 года.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть