Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Новогодние засевания в юго-западных районах Брянской области

Этнос: Русские
Конфессия: Православие
Язык: Русский
Паспорт объекта
На юго-западе Брянской области на зимние святки, длящиеся от Рождества до Крещения, совершалось несколько обходных ритуалов. В щедрый вечер – накануне старого Нового года – ходили щедровать и водили козу, а утром старого Нового года (14 января) – ходили засевать. Новогоднее засевание — один из немногих календарных обрядов, который продолжает активно бытовать в современных условиях.


Традиционные названия этого обрядового обхода дворов – засевать, ходить в засéвки, сéтовать, ходить по сéту – связано с его центральным действием, которое состоит в разбрасывании пришедшими по избе жита — зерен пшеницы, ржи, овса и других культур. Эта имитация сева, вероятно, имела магический смысл и должна была способствовать получению богатого урожая в новом году.


Исполнителями новогодних засеваний были в основном дети-подростки, преимущественно мальчики, хотя в современной практике в число засевальщиков могут входить и девочки. Иногда в качестве участников посевального обряда упоминаются мужчины. Преобладание среди участников лиц мужского пола скорее всего объясняется тем, что посев — исключительно мужская область трудовой деятельности.


Засевать ходили (или бегали, как часто говорят рассказчики) по одному либо небольшой компанией: «Всякие детишки [ходили]. Бóльшия вядуть малых и оны гурьбой» (д. Хоромное Климовского р-на); «Можеть нас пять ходило, можеть и семь — сколько соберёмся» (с. Старый Ропск Климовского р-на); «В хату заходять, сыпять зерно, где один, где пять человек» (с. Чёлхов Климовского р-на).


В отличие от тех, кто щедровал и водил козу, засевальщикам не требовалось разрешение на совершение обряда, они сразу входили в дом и, оставаясь стоять в пороге, пели специальные песни, одновременно доставая из карманов горсти (жменьки) зерен и разбрасывая их по всей хате или же поблизости, у порога. «Они как приходят в дом, открывают [дверь] — и не «здравствуй», ничо. Всё!» (Старый Ропск Климовского р-на). «14-го утром на старый Новый год обычно ж печка топится и тут около порога дети стоят. [Разрешения спрашивают?] Не-не-не! Люди уже знают, что дети зашли, в снегу уже» (Новый Ропск Климовского р-на). Даже в тех случаях, если в деревне принято было спрашивать разрешения на засевание, отказать было невозможно: «Войдуть. — «Сеять можно?» — «Сейтя, пожалуйста!»» (Мишковка Стародубского р-на).


Засевальники, как нередко называют участников утренних новогодних обходов на юго-западе Брянщины, зайдя в дом и разбрасывая зерно, исполняют специальные музыкально-фольклорные тексты. Вот какое описание обряда дала одна из жительниц д. Нижний Варин Климовского района: «Полны карманы [зерен], заходим в хату: «Сею-сею, посеваю, с Новым Годом поздравляю!..» Нам дають гостинцы — и пошли дальше».  


В отличие от «взрослых» щедровок, основной пласт которых представлен образцами песенного стиля с развитой мелодикой, фольклорные тексты засеваний являются по существу детскими песенками с соответствующими музыкальными характеристиками. Их короткие (в 6–10 стишков) поэтические тексты интонируются в стиле скандирования, звуковысотная шкала ограничивается тремя-четырьмя тонами. По утверждению местных жителей, «мальчики-хлопцы не поют, а приговаривают» (с. Лакомая Буда Климовского р-на), «она не песня, а як говором» (с. Могилевцы Климовского р-на). В этом отношении посевальные песенки типологически родственны другим фольклорным жанрам из детского репертуара, приуроченным к рождественско-новогоднему периоду — виршеванию на Рождество и детским щедровкам (типа «Щедрик-бедрик, дай вареник»).


Поэтические тексты образуют три сюжетные группы. Одна объединяет тексты с зачином «Сею-сею, посеваю», которые включают в себя, помимо традиционных благопожеланий, характерную концовку — обращение к хозяину с просьбой подарка:


Сею-сею, посеваю,

С Новым Годом поздравляю!

Со скотом, с животом,

Со пшеничкой, с овсецом!

Ты, хозяин-мужичок,

Полезай-ка в сундучок,

Доставай-ка пятачок —

Нам на орешки,

Нам на потешки!

Здравствуй, хозяин с хозяюшкой!

(д. Петрова Гута Климовского р-на)


Сею-сею, посеваю,

С Новым Годом поздравляю!

Чтоб здоровеньки были,

Много-много лет жили!

Севки-посевки,

Дайтя три копейки!

Три копейки мало,

Дайтя кусок сала,

А наверз колбасу,

Летом коней попасу!

(д. Мишковка Стародубского р-на)

 

Другой тип поэтических текстов характеризуется постоянным зачином «Что в поле-поле» и сюжетом, главными героями которого являются христианские персонажи — Бог и Божья Мать. Сакральные действующие лица, принимающие участие в крестьянских полевых работах, выступают как высшие покровители сельского хозяйства, обеспечивающие удачу и богатство каждой семье:


Что в поле-поле

На вороном коне

Сам Бог едя,

Жито сея,

Жито-пшеницу,

Всякую пашницу.

В поле ведром!

В доме добром!

Будьте с праздником здоровы!

(с. Старый Ропск Климовского р-на)


Что в поле-поле

На вороном коне

Сам Бог едя,

Жито сея,

Пречистая Мати

Обедать нося,

Бога прося,

Чтоб ни василёчка,

Ни кукулёчка…

(с. Лакомая Буда Климовского р-на)

 

Поэтические тексты третьего типа открываются зачином «А сето-сето на новое лето», вслед за которым развивается тема «богатого урожая». В Клинцовском и Стародубском районах за указанным зачином обычно следует широко известный на русско-украинском пограничье текст «Ходит Илья на Василя», который в других местах исполняется, как правило, взрослыми во время вечерних обходов дворов накануне Нового года. Утренняя его приуроченность объясняет отдельные случаи совершения обрядов засевания взрослыми мужчинами-севакáми.


А сето-сето

На новое лето!

Як ходил Илья

Да на Василя,

В яго пужечка[1]

Дратяненькая[2].

А где ён махне,

Там жито взрасте,

А где ни махае —

Там жито полягае.

На печи овёс

Тихонько узрос,

На грýбе[3] гречка —

Поела овечка,

На полу жито

Копытом узбито.

Поздравляем с Новым Годом!

(с. Ильбово Стародубского р-на)

 

А сето-сето

На новое лето!

Ходит Илья

На Василья.

А где пугою махнé,

Там и жито растé.

На столе копáми!

Под столом крохáми!

В печи пирогами!

Чтоб здоровы были,

Нам копеечку дали!

(с. Сосновка Клинцовского р-на)

 

А сето-лето

На новое лето!

Уроди, Боже,

Жито-пшеница,

Всяка пашница!

А в поле зерно,

А в доме добро!

С Новым Годом!

З увсем родом!

С Исусом Христом!

С Святым Рожаством!

Будьте здоровы!

(с. Каменский Хутор Климовского р-на)


Три типа сюжетов в засевальных песнях имеют тенденцию к территориальному закреплению. Первый имеет достаточно широкую географию, но зона его концентрации — Климовский и Стародубский районы. Несколько менее распространен второй сюжет, который преобладает в Стародубском районе, а третий встречается преимущественно в северной зоне юго-западной Брянщины — Клинцовском районе и на смежных с ним территориях Мглинского, Суражского и других районов.


Заключительный этап обряда засевания — одаривание пришедших детей, которых угощают в основном сладостями — конфетами, печеньем и т.п. В деревне Лобановка Климовского района зафиксированы сведения о том, что в прежние времена хозяева готовились к утреннему приему засевальщиков — пекли специальные изделия из теста: «Для засевальников пекли из теста и вырезали — и коников, куколок, бараночек. А дети бегали сеяли, засеватые им давали. Теперь уже хочут, чтоб гроши давали».


Оценивая современное состояние традиции, следует отметить, что новогоднее посевание — один из немногих календарных обрядов, который продолжает активно бытовать и в настоящее время. Люди пожилого возраста подчеркивают, что в советское время участие детей в этих обрядах сильно ограничивалось, иногда запрещалось школьным руководством. Поэтому послесоветский период можно считать временем возрождения детской календарно-обрядовой традиции. В современных условиях из всех элементов обряда наибольшей трансформации подверглись фольклорные тексты: при сохранении ритмико-интонационной стилистики они изменились в содержательном плане: из текстов ушли ныне уже «неактуальные» мотивы пожелания богатого урожая, и акцент переместился на тему получения даров. Также обращает на себя внимание появившаяся дифференциация засевальных текстов по исполнителям: они могут петься как от лица мальчиков, традиционно являвшихся участниками обряда, так и от лица девочек, которые прежде в засеваниях не участвовали:


Засевают мальчики:

Сею-сею, посеваю,

На поличку поглядаю,

На поличке сундучок,

Дай, хозяин, пятачок!

Пятачочка мало,

Дай ‘ще кусок сала!

(д. Ильбово Стародубского р-на)

 

Засевают девочки:

Я маленькая пикушечка,

Прилетела, як птушечка.

Чаго ж я прилетела?

Конфеточек захотела.

(д. Ильбово Стародубского р-на)



[1] Пужечка, пуга — кнут.

[2] Дратяненькая — из дратвы, т.е. прочных льняных нитей.

[3] Груба — разновидность печи.

ВИДЕО

Аудио

01 Щедровка «А сето-сето на ново лето» в исполнении А.В. Разгоновой из д. Добрик Унечского р-на Брянской обл. Правовая информация

02 Щедровка «Сею-сею, посеваю» в исполнении Л.И. Тупицы из д. Петрова Гута Климовского р-на Брянской обл. Правовая информация

03 Щедровка «Сею-сею, посеваю» в исполнении Е.И. Потеевой из д. Чернооково Климовского р-на Брянской обл. Правовая информация

04 Щедровка «Что в поле-поле на вороном поле» в исполнении А.Я. Духаниной, А.А Сорвилиной из с. Старый Ропск Климовского р-на Брянской обл. Правовая информация

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

Концерт завершает Год Сергея Прокофьева в России.

Подробнее

Праздник интеллектуальной литературы подводит книжные итоги года.

Подробнее

Увидеть старинные механические куклы, узнать различия крестьянских лаптей, услышать сонеты Шекспира…

Подробнее

Изучим афишу последнего месяца 2016 года.

Подробнее

Выставка Альбины Акритас в Салониках.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть