Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Певческая традиция села Камень Стародубского района Брянской области

Этнос: Русские
Конфессия: Православие
Язык: Русский
Паспорт объекта
Среди городов Брянского края Стародуб в документах прошлого упоминается раньше других. Впервые о нём говорится в «Поучении» Владимир Мономаха 1080 года, а об осаде Стародубской крепости в 1096 году свидетельствует Лаврентьевская летопись. Стародуб долгое время находился на юго-западной окраине русского государства и служил защите его границ.

В Стародубье зафиксирована достаточно хорошая сохранность корневых пластов традиционной культуры, комплекса обрядовых практик и аутентичного фольклора. Чрезвычайно показательна в этом отношении традиция одного из обследованных населённых пунктов района – села Камень. Оно расположено в 10 километрах на юго-запад от районного центра.


Обрядовая и песенная культура села Камень обнаруживает сходство с традициями пограничных со Стародубским Клинцовского, Погарского и Унечского районов, для которых характерно доминирование в жанровой системе свадебных, хороводных и поздних лирических песен.


В селе зафиксированы свадебные, хороводные, лирические и календарные песни. Календарный цикл представлен здесь жанрами святочного периода – щедровками и песнями, сопровождавшими вождение козы, и масленичными песнями, исполнявшимися в пору гуляний на Масленицу.


Щедровки, звучавшие во время обходов дворов под старый Новый год, дифференцированы по адресатам:  их пели парням (Видео 01), девушкам, замужним женщинам и хозяевам (Аудио 01–03). Щедровки представлены несколькими напевами. На один из них поются тексты, предназначенные для хлопцев и замужних женщин (ср. Видео 01 и Аудио 02). При этом было зафиксировано два текста, адресованных парням:


Пошли девóчки в лес па ягáдки. Саколя!

Саколя ясен, паничу красен, Иванька!*[1]

Ягад не набрали, в лесу заблудили.

– Маладой Иванька, выведи з лесу.

Дадим мы табе сто рублей грошей.

– Грошей не бяру, з лесу не вяду.

– Дадим мы табе красную панну.

– Панначку беру, из лесу вяду.               

Паздаравляем мы з Новым годам!

 

Што ў рябцы-рябцы чеўночек плыве. Рай коня!               

Рай коняченька, сам кавалерам Иванька!*

Тут и ў чеўночку сидить Иванька.

Сидить Иванька, стружечка стружа,

Стружечки стружа, с коникам тужа.

Стружечки стружа, в воду пуская,

– Плываитя, стружки, да маей дружки.

Паздаравляем мы с Новым годам!

 

Обряд вождения козы сопровождался в селе Камень песней «Ой да ты козухна» (Аудио 04):

Ой да ты козухна,

Ой да ты мамухна,

Разыйдися ты,

Развесялися ты.

Мерачка аўса,

Штоб каза сыта.

 

Местные масленичные песни представляют собой краткие музыкально-поэтические образцы (Аудио 05):

 

Масленица-щебетуха,

Пратянися ты хоть да Духа. 

 

Масленица белая,  

А хто не женился, пускай бегая-бегая.


Интересна масленичная песня «Заворковали голуби на заре» (Аудио 06), которая исполняется на один из свадебных напевов (Аудио 08).


Весной – с Пасхи до Вознесения – в селе Камень водили хороводы. Они имеют две хореографические формы: 1) круг в круге с периодической сменой направления движения (Видео 02); 2) движение рядами по улице. Хороводы-шествия получили в местной традиции название водить Луку (Аудио 07).


Жанр, который фиксируется сегодня наиболее массово в Стародубском районе, – это свадебные песни, занимающие значительное место ив репертуаре каменских певиц (Аудио 08, 09).


Лирические песни села Камень принадлежат к двум разностадиальным пластам. Бόльшую часть их корпуса составляет поздняя лирика (Аудио 10). Напевы этих песен разворачиваются в широком диапазоне, в их многоголосной фактуре выделяется басовая партия – басы – и регистрово контрастный сольный подголосок – подводка. Образцы раннетрадиционной лирики, зафиксированной в селе, имеют календарную приуроченность: это весенние (Видео 03, Аудио 11) и жнивные песни. Им свойствен узкий диапазон, для их многоголосной фактуры характерно расслоение на мелодизированный верхний и неподвижный нижний (бурдон) голоса. В них используется такой специфический исполнительский приём, как гукание – возглас в конце строфы. Об исполнении таких песен говорят петь навзгук (Видео 03, Аудио 07, 11).


Песни разных жанров в селе Камень отличаются по многоголосному складу. Свадебные, масленичные и весенние песни поются в бурдонной фактуре, щедровки и хороводные – в гетерофонной, а  лирические песни позднего слоя звучат двухголосно.


Динамику изменения певческой культуры села Камень наглядно демонстрирует сравнение певческих коллективов, состоящих из песенниц разных поколений. В селе были проведены сеансы записи двух разных исполнительских составов. Костяк первого коллектива составляли певицы 1940–1950-х годов рождения, к которым иногда присоединялись и более молодые участницы. Во втором ансамбле тон задавали исполнительницы старшего поколения (1929 и 1930 г. р.).


Обращает на себя внимание различия в репертуаре этих ансамблей. Так, корпус хороводных песен, продемонстрированный первым составом, певица 1929 года рождения дополнила ещё одним музыкально-поэтическим текстом, исполнение которого было приурочено к Егорьеву дню («Что на Юрьевой росе дворянин коней пасе»). Кроме того,  у разных составов заметно отличается многоголосная фактура весенних песен. Если певицы старшего поколения пели их в бурдонной фактуре, то более молодой коллектив – в гетерофонной. Наконец, певицы послевоенного поколения каких-то песен уже не знают, а какие-то поют не на те напевы, что старшие мастера. Показательно, что самая молодая исполнительница (1972 г. р.) может подпеть щедровки,  хороводные, масленичные и ряд поздних лирических песен, но совсем не знает весенних и свадебных.


Один из немногих «живых» на сегодняшний день жанров – лирические песни поздней стилистики. В глазах певиц именно они обладают неоспоримой красотой, о них говорят: «Красивые песни!»


Сами исполнители конечно же осознают перемены, происходящие в жизни села, отмечают уход из активного бытования многих форм обрядовой и досуговой культуры. Вместе с тем некоторые из традиционных практик до сих пор сохраняются в селе, в первую очередь это зимние обходы дворов и вождение козы. Подтверждение тому – слова Прасковьи Яковлевны Жалейко, старейшей из певиц: «Вообще, у нас обряд весь старынный еще дяржúтся. Конечно, молодёжи не так, а что вот такие во, як мы были… да еще там у нас такие во ё».



[1] Знак * означает аналогичное строение первой и последующих строф.

ВИДЕО

Фото

Аудио

01 Щедровка хозяину «Ой дома-дома» в исполнении жительниц с. Камень Стародубского р-на Брянской обл. Правовая информация

02 Щедровка замужней женщине «Что й у Ивана» в исполнении жительниц с. Камень Стародубского р-на Брянской обл. Правовая информация

03 Щедровка девушке «А чего ты, рожечка» в исполнении жительниц с. Камень Стародубского р-на Брянской обл. Правовая информация

04 Песня «Ой да ты козухна», сопровождавшая обряд вождения козы в исполнении жительниц с. Камень Стародубского р-на Брянской обл. Правовая информация

05 Масленичная песня «Масленица-щебетуха» в исполнении жительниц с. Камень Стародубского р-на Брянской обл. Правовая информация

06 Масленичная песня «Заворковали голуби на заре» в исполнении жительниц с. Камень Стародубского р-на Брянской обл. Правовая информация

07 Хороводная песня «Что й у барина» в исполнении жительниц с. Камень Стародубского р-на Брянской обл. Правовая информация

08 Свадебная песня «Ой тёща зятя на вечерю ждала» в исполнении жительниц с. Камень Стародубского р-на Брянской обл. Правовая информация

09 Свадебная песня «С-под венца Леночка» в исполнении жительниц с. Камень Стародубского р-на Брянской обл. Правовая информация

10 Лирическая песня «Рано ты, калиница, в поле расцвела» в исполнении жительниц с. Камень Стародубского р-на Брянской обл. Правовая информация

11 Весенняя песня «Не стой, верба, над водою» в исполнении жительниц с. Камень Стародубского р-на Брянской обл. Правовая информация

Прямая трансляция 29 сентября в 19:00

Праздничный гала-концерт Академии хорового искусства им. В.С. Попова: 25 лет коллективу

1 октября пройдет Фестиваль музыкальных коллективов старшего поколения «Веков связующая нить».

Подробнее

Выставка с таким названием проходит в РОСФОТО.

Подробнее

Посмотреть мультфильм можно на портале «Культура.РФ».

Подробнее

Освоить азы колокольного искусства, изучить традиционные осенние обряды и послушать песни народов мира.

Подробнее

К 150-летию со дня рождения художника в Корпусе Бенуа открылась выставка.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть