Войти Версия для слабовидящих
Популярное

Щелкунчик. Балет-феерия в 2-х действиях, 3-х картинах

В автографе партитуры балета «Щелкунчик» не все номера записаны самим Чайковским. Эта особенность данной рукописи вызвана, с одной стороны, историей создания сочинения, с другой, — правилами творческой работы композитора.
В августе 1891 композитор принял приглашение члена дирекции Санкт-Петербургского отделения Павла Леонтьевича Петерссена, который от имени Дирекции просил Чайковского составить программу из собственных сочинений и продирижировать ею в одном из концертов Общества (П. Чайковский. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка: в 17-ти томах (далее — ЧПСС). Т. XVI-А: письма 1891 года / том подготовлен Е. В. Котоминым, С. С. Котоминой и Н. Н. Синьковской. М.: Музыка, 1978. С. 195). Первоначально Чайковский предполагал исполнить в числе других произведений симфоническую балладу «Воевода», законченную в сентябре 1891 (Там же. С. 199, 213). Однако после ее премьеры 6 ноября 1891 композитор разочаровался в ней и уничтожил партитуру (Там же. С. 262, 266). О том, что баллада не будет исполнена в концерте Общества, и о необходимости заменить ее другим сочинением он сообщил Петерссену в письме от 14 ноября 1891: «"Воевода" оказался совершенно неудачным произведением и предан уничтожению. Вместо него я должен непременно появиться на эстраде Музыкального общества с новой вещью, — а так как нового у меня теперь только балет, то я выберу несколько нумеров, наиболее подходящих для концерта, и инструментую их так, чтобы к февралю было готово. Из двух февральских концертов мне больше бы хотелось последний, ибо чем больше времени, тем лучше: я больше сделаю» (Там же. С. 273). Так появилась идея составить сюиту из балета «Щелкунчик».
На момент написания этого письма Чайковский еще не приступал к инструментовке своего нового балета «Щелкунчик». Балет был окончен в эскизах к концу июня 1891 (Там же С. 161), а свидетельства о его инструментовке относятся к январю 1892. В первую очередь композитор инструментовал номера, отобранные для исполнения на концерте в С.-Петербурге (ЧПСС. Т.XVI-Б: письма 1892 года / том подготовлен Е.В. Котоминым, С.С. Котоминой и Н.Н. Синьковской. М.: Музыка, 1979. С. 27). Композицию Сюиты составили три раздела: I. Увертюра; II. Характерные танцы: a) Марш, b) Танец Феи Драже, c) Русский танец трепак, d) Арабский танец, e) Китайский танец, f) Танец пастушков; III. Вальс цветов.
31 января 1892 Чайковский написал своему брату Модесту Ильичу, что «один номер сюиты готов» (Там же. С. 33). Окончание всей Сюиты датировано в автографе партитуры 8 февраля 1892 (ГМЗЧ. а1. № 46. С. 89). На следующий день в письме к брату Анатолию Ильичу композитор сообщал: «Занятия пошли настолько хорошо, что сюита из балета уже готова и сегодня Модест отвезет ее в Петербург» (ЧПСС. Т. XVI-Б. С. 37). Первое исполнение Сюиты из балета «Щелкунчик» состоялось под управлением Чайковского в Девятом симфоническом собрании Санкт-Петербургского отделения ИРМО 7 марта 1892. В память об этом концерте композитор подарил С.-Петербургской консерватории автограф партитуры Сюиты, о чем свидетельствует дарственная надпись на титульном листе рукописи. В настоящее время автограф хранится в Клинском музее.
Для продолжения работы над балетом Чайковскому была необходима копия подаренной партитуры. Сам же композитор, избегая непроизводительного труда, практически никогда не занимался механическим копированием раз уже написанного им текста. В Санкт-Петербурге он заказал переписать автографа Сюиты, о чем сообщил своему издателю Юргенсону из Майданово 9 и 14 марта 1892 (П.И. Чайковский, П.И. Юргенсон. Переписка: В 2-х томах. Т. 2: 1886–1893 / Составление и научная редакция П.Е. Вайдман. М.: П. Юргенсон, 2013. С. 423, 425). Впоследствии композитор разделил эту копию на номера и включил в соответствующие места партитуры балета: Л. 1–10 об. (Увертюра), 19–24 об. (Марш), 111–124 об. («Кофе», «Чай», Трепак, Танец пастушков), 131–143 (Вальс цветов), 152–154 об. (Вариация II (для танцовщицы) из Па-де-де № 14). В текст копии он внёс изменения, частью связанные с исправлениями ошибок копииста, частью обусловленные различием изложения одних и тех же номеров в Сюите и в балете. Без изменений в «Щелкунчик» были перенесены Увертюра и Вальс цветов. Во все остальные номера Чайковский добавил обозначения метронома. В партитуре балета Танец Феи Драже, Арабский и Китайский танцы названы, соответственно, Variation II (Pour la danseuse) [Вариация II (для танцовщицы) из Па-де-де № 14], «Кофе» и «Чай». Темп Арабского танца изменен с Allegretto сначала на Allegro (в автографе партитуры балета), а затем на Commodo (в печатном издании балета). В Танце пастушков вместо Moderato assai темп стал Andantino. Новые динамические указания появились в Танце Феи Драже. К этому же номеру в балете добавлена развернутая кода в темпе Presto.

А.В. Комаров

Фото

Самый известный русский импрессионист

Константин Коровин

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

Концерт завершает Год Сергея Прокофьева в России.

Подробнее

Праздник интеллектуальной литературы подводит книжные итоги года.

Подробнее

Увидеть старинные механические куклы, узнать различия крестьянских лаптей, услышать сонеты Шекспира…

Подробнее

Изучим афишу последнего месяца 2016 года.

Подробнее

Выставка Альбины Акритас в Салониках.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть