Войти Версия для слабовидящих
Популярное

Концерт для скрипки с оркестром

Создание этого знаменитого сочинения неразрывно связано с историей взаимоотношений Чайковского с его учеником по Московской консерватории молодым скрипачом И.И. Котеком (1855–1885). Март – начало апреля 1878 года они провели в швейцарском городке Кларан (Clarens). Сообщая о начале работы над Концертом своему брату Анатолию 6/18 марта 1878, Чайковский признался: «Хочу воспользоваться присутствием Котека здесь. Это будет для меня новая и трудная работа, но зато и интересная» (П. Чайковский. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка. В 17-ти томах (далее - ЧПСС). Том VII: письма 1878 года / том подготовлен Е.Д. Гершовским и И.Г. Соколинской. М.: Музгиз, 1962. С. 157). Непосредственно перед сочинением Концерта Чайковский совместно с Котеком переиграл обширную скрипичную литературу, уделив большое внимание новейшим сочинениям. Среди них композитор особенно выделял Симфонию Э. Лало с солирующей скрипкой (Там же. С. 151; П.И. Чайковский — Н.Ф. фон Мекк : переписка, 1876–1890 : в 4 т. (далее — ЧМ). Т. 2: 1878 / сост., науч.-текстол. ред., коммент. Вайдман П.Е. - Челябинск : MPI, 2010. С. 100).
Чайковский написал скрипичный концерт в кратчайшие сроки. В те дни композитор ощущал прилив творческих сил. 10/22 марта 1878 года он писал Н.Ф. фон Мекк: «С того дня как благоприятное настроение наступило, оно не оставляет меня. В таком фазисе духовной жизни сочинение утрачивает вполне характер труда: это сплошное наслаждение. Пока пишешь, не замечаешь, как время проходит, и если б никто не являлся прерывать работу, — просидел бы целый день не вставая» (П.И. Чайковский — Н.Ф. фон Мекк : переписка, 1876–1890. Т. 2. С. 114). С момента начала эскизов до окончания партитуры прошло чуть более трех недель: 6/18 марта — 30 марта / 11 апреля 1878. В этот период было сделано и переложение сочинения для скрипки и фортепиано, которое, как обычно у Чайковского в работе над концертами и концертными пьесами, предшествовало написанию партитуры. Клавир концерта был написан за восемь дней, с 17/29 марта по 24 марта / 5 апреля 1878 (ЧПСС. Том VII. С. 183, 194). По окончании переложения каждой части Чайковский проигрывал ее вместе с Котеком в присутствии своего брата Модеста. Автограф клавира Концерта в настоящее время неизвестен. По-видимому, партия солирующей скрипки была в нем записана Котеком, на что указывает, в частности, фраза из письма Чайковского к брату Анатолию от 19–22 марта / 31 марта – 3 апреля 1878: «Котек успел переписать скрипичную партию концерта, и перед обедом мы ее сыграли» (Там же. С. 191). В первоначальный план сочинения на этой стадии работы были внесены существенные коррективы. Так, переложив и проиграв вместе с Котеком пространную медленную часть Концерта, Чайковский принял совет и скрипача, и Модеста заменить её на более краткую (Там же. С. 194). 24 марта / 5 апреля 1878 композитор сочинил для Концерта новое Andante. Первоначальный вариант медленной части стал впоследствии пьесой «Méditation» [«Размышление»], первой из цикла «Souvenir d'un lieu cher» [«Воспоминание о дорогом месте»] Opus 42.
Автограф партитуры был записан Чайковским за шесть дней — с 25 марта / 6 апреля по 30 марта / 11 апреля 1878: первая дата известна из письма композитора к брату Анатолию от 23–25 марта / 4–6 апреля 1878 (Там же), вторая — из пометы по окончании нотного текста рукописи. В отличие от автографа партитуры Концерта № 1 для фортепиано с оркестром, в котором партия солирующего инструмента была записана ранее других инструментов (ВМОМК имени М.И. Глинки. КП 1200. Ф. 88. № 89), в этой рукописи Чайковский сначала выписал партии инструментов оркестра, оставив место для скрипки-solo. Котеку пришлось размещать текст сольной партии в тактах той протяженности, которая получилась в результате авторской записи партитуры. Этим вызвана вынужденная теснота записи отдельных мест, использование соседних нотоносцев.
Участие Котека, конечно, заключалось не только в копировании текста. Как профессиональному скрипачу, Чайковский доверил ему редактуру сольной партии. Об этом свидетельствует признание композитора в письме к брату Анатолию от 23–25 марта / 4–6 апреля 1878: «С какой любовью он возится с моим концертом! Нечего и говорить, что без него я бы ничего не мог сделать» (ЧПСС. Том VII. С. 194). Указанием на большую роль Котека в создании Концерта является и фраза из письма Чайковского к Юргенсону от 15/27 декабря 1881: "<...> Котек, мой ближайший друг, струсил и малодушно отменил свое намерение познакомить Петербург с моим концертом (а между тем, это была его прямая обязанность, ибо на его ответственности Spielbarkeit [удобоисполнимость] скрипичной партии)" (Чайковский П.И., Юргенсон П.И. Переписка: В 2-х т. Т. 1: 1866–1885 / Составление и научная редакция П. Е. Вайдман. М.: П. Юргенсон, 2011. С. 316).

А.В. Комаров

Фото

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

Концерт завершает Год Сергея Прокофьева в России.

Подробнее

Праздник интеллектуальной литературы подводит книжные итоги года.

Подробнее

Увидеть старинные механические куклы, узнать различия крестьянских лаптей, услышать сонеты Шекспира…

Подробнее

Изучим афишу последнего месяца 2016 года.

Подробнее

Выставка Альбины Акритас в Салониках.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть