Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Свадебный обряд, песни и причитания русских старожилов Томского Приобья

Этнос: Русские
Конфессия: Православие
Язык: Русский, наречие – севернорусское
Паспорт объекта
Традиционный свадебный обряд русских старожилов Томского Приобья включает несколько этапов: сватовство, рукобитье-запой, приезд жениха с подарками, баню, девичник, утро перед венцом, стол в доме невесты, венчание, стол в доме жениха (княжий стол), окрученье (заплетение кос по-женски), тещины блины, «новы гости». Данный вариант свадьбы обладает как общерусскими, так и самобытными компонентами, которые позволяют выделить культурные зоны, отличающиеся друг от друга в связи с разной степенью сохранности обряда, деталями свадебной игры, составом песенного цикла. Своеобразие свадьбы русских старожилов Томского Приобья связано с ее музыкальным оформлением – причитаниями и циклом свадебных обрядовых песен, а также с особым стилем пения. Впервые комплекс старожильческих традиций (в том числе в районах Томского Приобья) был выделен А. М. Мехнецовым на основании результатов многолетних экспедиций. Им же были определены связи старожильческой культуры с традициями Русского Севера.


Традиционный свадебный обряд русских старожилов Томского Приобья включает ряд этапов: сватовство, рукобитье-запой, приезд жениха с подарками, баню, девичник, утро перед венцом, стол в доме невесты, венчание, стол в доме жениха (княжий стол), тещины блины, новы гости. На указанной территории обряд зафиксирован в локальных разновидностях.[1] Выделяются три культурные зоны, отличающиеся друг от друга разной степенью сохранности обряда, деталями свадебной игры, составом песенного цикла.


В центральной зоне обряд свадьбы томских старожилов характеризуется яркостью и единством песенного стиля. Ей соответствует территория по течению рек Оби и Томи, включающая Усть-Томское поселение (села при устье Томи, села по реке Поросу и вниз по течению Оби до села Кривошеина); Окологородное поселение (в округе г. Томска по правому берегу Томи); Томь-Сосновское поселение (в округе Сосновского Острога при устье реки Сосовки); Нарымское поселение[2].


Вторая и третья зоны бытования фольклорных традиций старожилов – окраинные (периферийные). Вторая зона охватывает села Шегарского и Кожевниковского районов (села по Оби от села Кругликова до Ново-Троицкого). В третью зону входят старожильческие села, прилегающие к Иркутскому тракту – к востоку от Томска (Подломск, Турунтаево и т.д.). Для свадьбы этих мест характерно более сильное проникновение в свадебный цикл песен лирического жанра, заметно воздействие на нее новосельческих традиций.


В старожильческих традициях Томского Приобья брак по согласию был типичным явлением (согласие невесты на сватовстве – один из самых важных моментов свадебного обряда). Распространенной формой была и свадьба убегом, украдом. Если родители невесты противились браку, парень и девушка сговаривались венчаться самовольно, тайком. После венчания они приезжали к родителям просить прощения и благословения.


Свадебный обряд села Петухова Томского района Томской области


Приходят сваты (кто-то из родственников или соседей), садятся под матицу и спрашивают: «Вот у нас есть молодец, у вас – девушка, вот пришли посвататься. Ну как вот вы? Согласны – нет?» Если невеста согласна, то договариваются и приводят жениха.


Жених с родителями приезжает с вином, к этому моменту собирают всю родню невесты – начинается рукобитье. Жених с невестой держатся за руки. Сват разнимает руки молодых полотенцем и надевает его на себя. Договариваются, через какое время состоится свадьба. На запое сваты угощают всю невестину родню, родня пропивает невесту, собираются подруги. После застолья жених, невеста и ее подружки катаются по деревне на лошадях, поют песни.


Родственники с обеих сторон договаривались сколько необходимо внести калыму:если жених бедный – 30–20 рублей, а если побогаче – 40–50. На эти деньги невеста покупает кровать, перину, венчальное платье, а жениху – рубашку.


После просватанья, подруги ночуют у невесты в течение недели или двух (иногда и больше), готовят приданое.

Через неделю после пропоин вечером жених с роднёй приходит с гостинцами к невесте. Невеста отдаривает родственников жениха – либо кокетками, либо хорошими платками. После застолья молодежь «играет вечёрку».


Вечером накануне свадебного дня устраивают девичник. До девичника подруги топят баню, веник украшают лентами. Ведут невесту в баню, машут веником и поют протяжные песни. Когда моют невесту, она плачет-приговаривает: «Вымойте меня в последний раз, подруженьки». После бани невеста с подругами ходит по родне, прощается: «Простите меня, басловите меня, к золотому я к венцу иду…». Невесту одаривают.


В предсвадебный день, перед тем, как жених собирается ехать к невесте, у него дома все собираются за столом. Как споют песню «Испола тебе, Николай-сударь», жених с поездом едет к невесте.


Во время ожидания жениха в доме невесты девушки поют песни: «Душа наша, душенька», «Не кладите Богу жалобу», «Во лузях воды нету», а невеста плачет.


Приезжает жених с родней, в доме невесты устраивают застолье – обручанье: на тарелку кладут венчальные кольца, жених и невеста должны три раза кольцами поменяться. На венчании священник обручает этими же кольцами. По окончании застолья девушки обступают жениха, не дают ему пройти и требуют выкупа. Поезжане дают девушкам денег. Потом жених и поезжана удаляются: пожилые уезжают домой, а молодёжь по деревне катается. В это время подруги расплетают косу невесте, она не дает, берет косу в руки, прижимает к груди и плачет-причитает:


Любезные мои подруженьки,

Не расплетайте вы мою русу косыньку,

Как вам не жалко расплетать мою русу косыньку…

Ленты из косы невеста дарит своим подругам.

Жених и поезжана возвращаются в дом невесты и начинают «вечёрку играть». Ребята, девушки почти до света пляшут, поют вечёрочные песни. Все, кроме приглашенных девушек, расходятся по домам.


Утром свадебного дня девушки одевают невесту к венцу, мать с отцом плачут, невеста причитает. А жених собирает родню у себя на застолье. После этого дружка (женатый мужчина из рода жениха) с друзьями жениха едут к невесте с иконой. Дружка стучит в дверь и говорит: «Господи Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас». Ему отвечают: «Аминь» (три раза). Тогда заходят: «Батюшка-матушка, всё ли у вас готово, всё ли у вас припашёно?». В доме невесты накрыт стол, невеста сидит за столом наряженная.


Дружка возвращается в дом жениха. Звучит песня «Что не стук стучит во тереме, не гром гремит на высоке». Родители три раза благословляют иконой жениха, а дружка спрашивает их: «Чем, батюшка и матушка, басловляете своё вот князя молодого – скотом ли, животом ли, Божьей милостью?». Отец отвечает: «Божьей милостью».


После благословения жених со всем поездом едет к невесте. Первым к двери подходит дружка, он стучит и говорит: «Господи Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас». Ему отвечают: «Аминь». Все заходят в дом, женщины поют «Из логу, логу комоны кони бегут».


Поезжана заходят в дом невесты. Ребятишки – невестина родня – косу продают, приговаривают: «Кладите, кладите больше, вон какая ведь коса-то большая». Поезжана кидают деньги, косу выкупают, последним дарит деньгами жених. Дети выходят из-за стола, а поезжана садятся за стол: рядом с женихом – его сваха, а невестина сваха садится подальше. Начинают петь песни гостям, сначала жениху: «Испола тебе…»; тысяцкому (крёстному жениха) поют «Уж ты тысяцкий-воевода»; большому боярину – «У большого у боярина», затем – малым боярам. Дружке как самому главному поют «Дружкá-повёртышка». Свах тоже величают. Жениховой свахе поют «Ты гордáя наша свашенька», невестиной свахе – «Невестина сваха – лебёдка». Кого величают, тот за песню деньги кидает на тарелку, убранную лентой.


В самом конце застолья ставят три пирога – курника (два мясных и один сладкий). Тогда дружка подзывает стряпку:

Стряпушка-матушка,

Есть ноженьки – подойди,

Есть крылышки – подлети,

Ножки – с подходом,

Голова – с поклоном,

Язык – с приговором.

Пожалуйста, прошу покорно

Рюмочку набочить,

В горлушке промочить

И нам ество переменить.

И нашего князя молодого (называет имя)

В путь-дорожку

К золотому к венцу проводить.


Подходит стряпка, выпивает рюмочку и переставляет пироги, дружка крестит пироги, наговаривает, опять три раза призывает и крестит стряпку и только тогда режет пироги. Все гости выходят из-за стола, а дружка просит: «Батюшка-матушка, заходите за стол, басловить свою князину».


Во время благословения в доме невесты поют песню «Не верба в поле шатается». Три раза жених с невестой молятся и кланяются до земли, а отец с матерью подходят и благословляют иконой.


Во время застолья жених с невестой ничего не едят. Невеста кладёт пирожок или печенье за пазуху, чтобы венчаться с хлебом. Только когда молодые садятся в сани после венца, невеста разламывает пирожок пополам, часть дает жениху, а часть съедает сама. Дружка три раза обходит всех лошадей с иконой и приговором. Как только кони тронутся, стреляют из ружей.


Во время венчания приданники (невестина родня и ее крёстный) везут к жениху приданое – ящик, узлы, перины, подушки. Отец и мать жениха встречают их с водкой, так как крёстный не слезет с ящика, пока не выкупят приданого, не угостят. Потом приданое заносят в дом и украшают рукодельем невесты комнату, кровать, вешают занавески. Родители жениха приглашают приданников за стол, угощают, в этот момент звучит песня«Что не яблочко по блюдечку кататся, не земчужинка за яблочкой гонятся». Всех гостей по порядку называют и величают, а они одаривают поющих женщин – кидают им деньги.


От венца молодые едут вместе. На первой повозке – дружка, на второй – молодые с тысяцким, а на третьей – две свахи – женихова и невестина. Отец и мать жениха встречают и благословляют молодых. Дружка спрашивает: «Батюшка-матушка, чем благословляете своих чадников?» Они отвечают: «Хлебом-солью». Приданники выходят из-за стола, поезжана садятся за передние столы. Гостей величают песнями: «Тысякий-воевода», «Невестина сваха – лебёдка», «Дружка-повёртушка».


Окончание застолья отмечено окручиванием невесты: свахи закрывают невесту шалью, чтобы ее не было видно, чешут ей голову, заплетают косы и подвязывают их «по-бабичьи» (в этот момент звучит песня «Семена вы, наши семена»), затем открывают невесту и говорят: «Ну вот, была девица, сделали таперича молодицей». Невесте дают гребень, чтобы она жениху чесала волосы, дружка спрашивает: «Кому ты голову чешешь?». Она называет жениха по имени и целует его.


Поезжана отправляются кататься по деревне на конях, в доме остаются только родня и свахи. Они провожают молодых в отдельную комнату. Когда молодые выйдут, тысяцкий с дружкой идут купать молодого, а свахи – молодуху, обливают ее водой и переодевают из венчальной одежды в другую. Свахи расстилают рубашку, и если невеста честная, то мать и отец жениха, а потом и все поезжана начинают бить посуду. Невестина сваха завёртывает в платок рубаху, прикалывает себе красный платок, после чего ей дают пирог и бутылку и провожают к родителям невесты. В их доме сваха выхваляется, говорит, что сумели невесту «вспоить-вскормить и в чужи люди отдать, нас она не оконфузила».


В венчальный день родители невесты едут в дом жениха на блины. Там их встречают, молодые кланяются им в ноги, а дружка говорит: «Спасибо, батюшка-матушка, что сумели свою дочь вспоить-вскормить и в чужи люди отдать». Дружка подаёт отцу и матери невесты водки, приглашает за стол. Молодой режет блины, а собравшиеся угощают ими друг друга.


На следующий день утром молодые ездят по деревне – приглашают невестину родню в новы гости. После застолья поезжана приносят солому или сено, кидают на пол, а молодую заставляютмести, бросают также деньги, которые собирает жених. Следующее застолье устраивают у тысяцкого, потом едут к большому боярину, дружке, полудружке. Если позволяет достаток, свадьбу гуляют неделю – ездят по гостям, столуются.

 

В каждом из сел Томского Приобья свадебный обряд имеет свои особенности. Так, например, в соседнем с Петуховом селе Лучанове на сватовство обязательно приезжает жених с родителями, что в Петухове было не принято. Гостей встречают, сажают за стол, а невеста с поклоном подает каждому кружку кваса и уходит. Жених должен успеть рассмотреть невесту. После этого он вместе с родителями выходит на улицу, и они советуются. Если невеста понравилась – возвращаются в дом, если нет – уезжают. В селе Воронина Пашня приглашенные подруги невесты помогают ей готовиться к свадьбе, шьют жениху рубашку. Когда всё приготовят, едут к жениху рубашку мерить. Там их угощают и катают на лошадях по деревне. В селе Нагорный Иштан на утро после венца варят пельмени, уху из налима, режут невестин пирог и кладут на пирог – одаривают деньгами, скотом и прочим. Затаскивают в дом быка – ряженого гостя с надетым на голову глиняным горшком: тащат его на вожжах через порог в дом; тому, кто тянет, подают угощение, а быку дают выкуп за корчагу (горшок). Горшок бьют, а молодая подметает черепки, за что ей бросают деньги. Местной особенностью обряда в селе Петухове является смещение поездки на блины с утра следующего дня (как обычно принято в старожильческих селах) на день свадьбы.


Характеризуя степень сохранности и формы бытования свадебного обряда, песен и причитаний у русских старожилов Томского Приобья, отметим, что в 70-е г. ХХ века традиция исполнения причитаний на свадьбе не фиксировалась во всей полноте (записаны лишь причитания, звучавшие в момент расплетания косы невесте). Однако чрезвычайно ценны свидетельства исполнителей о том, что невеста причитала (или могла причитать) в бане, во время прощания с роднёй и ожидания поезда жениха на девичнике, прощания с родителями и подругами в день свадьбы.


В селе Петухове, а также в селе Губино сделаны записи обрядовых песен старожильческой свадьбы.  С ключевыми моментами свадебного обряда (рукобитьем, прощанием с невестой на девичнике, ожиданием поезда жениха, благословением невесты) в старожильческой свадьбе связано обязательное исполнение песен «Ты душа ли, наша душенька», «Вырастала береза», «Не верба в поле шатается», показательных в стилевом плане. Эти песни звучали на свадьбах вплоть до 1980-х гг.


В 1970–1980-е годы в памяти народных певцов сохранялись важные компоненты свадебной традиции (этапы обряда и особенности их проведения, напевы и тексты песен и причитаний), некоторые песни и элементы обряда существовали в живом бытовании. В настоящее время традиция практически угасла, однако судить о ней позволяют хранящиеся в архивах записи. Кроме того, свадебные песни старожильческого населения Томского Приобья входят в репертуар отдельных фольклорных коллективов, например, Фольклорного ансамбля Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, Фольклорного ансамбля «Оберег» Томского государственного университета и др.




[1]Описание составлено на основе публикации: Свадебные песни Томского Приобья: Народные песни, записанные в Томской области / Зап., [нотация], сост., предисл., примеч. А. М. Мехнецова. – Л.-М.: Сов. композитор, 1977. – 64 с.: нот.

[2] Самая развернутая форма бытования свадебного обряда имела место в селах Окологородной группы и в селах по реке Поросу (Верхне-Сеченово – Губино). Исключительно ценный материал удалось записать А. М. Мехнецову в селе Петухове в экспедициях 1969 и 1975 гг. от Марии Федотовны Протопоповой и Ксении Кирилловны Квасовой – исполнительниц, обладающих редкой музыкальностью и памятью, сохранившей высокохудожественные образцы народного искусства.

Фото

Аудио

01 Свадебная песня «Не кладите Богу жалобу» в исполнении К.К. Квасовой, М.Ф. Протопоповой из с. Петухово Томского р-на Томской обл. Правовая информация

02 Свадебная песня «Ты душа ли наша душенька» в исполнении К.К. Квасовой, М.Ф. Протопоповой из с. Петухово Томского р-на Томской обл. Правовая информация

03 Свадебная песня «Ты душа ли наша душенька» в исполнении Л.В. Бобарыкиной, З.И. Доронкиной, В.Ф. Третьяковой, К.А. Никулиной, М.Ф. Редченко, О.А. Кинозёровой из с. Варюхино Юргинского р-на Кемеровской обл. Правовая информация

04 Свадебная песня «Ты душа ли моя душенька» в исполнении К.П. Колбышевой, А.Я. Кривошеиной, П.О. Хренюковой, М.Ф. Смокотиной, Е.К. Петлиной, Е.И. Рыбаловой, А.Г. Кондратенко из с. Иштан Кривошеинского р-на Томской обл. Правовая информация

05 Свадебная песня «Во лузях воды нету» в исполнении К.К. Квасовой, М.Ф. Протопоповой из с. Петухово Томского р-на Томской обл. Правовая информация

06 Свадебная песня «Вырастала берёза» в исполнении К.П. Колбышевой, А.Я. Кривошеиной, П.О. Хренюковой, М.Ф. Смокотиной, Е.К. Петлиной, Е.И. Рыбаловой, А.Г. Кондратенко из с. Иштан Кривошеинского р-на Томской обл. Правовая информация

07 Свадебная песня «Что во поле было, поле» в исполнении Ф.Д. Григорьевой и В.К. Петровой из с. Семилужки Томского р-на Томской обл. Правовая информация

08 Свадебное причитание невесты «Любезны милы мои подруженьки» в исполнении М.Ф. Протопоповой из с. Петухово Томского р-на Томской обл. Правовая информация

09 Свадебная песня «Не верба в поле шатается» в исполнении К.К. Квасовой, М.Ф. Протопоповой из с. Петухово Томского р-на Томской обл. Правовая информация

10 Свадебная песня «Из логу, логу да комоны-кони бегут» в исполнении К.К. Квасовой, М.Ф. Протопоповой из с. Петухово Томского р-на Томской обл. Правовая информация

11 Свадебная величальная песня «Уж ты тысяцкий-воевода» в исполнении К.К. Квасовой, М.Ф. Протопоповой из с. Петухово Томского р-на Томской обл. Правовая информация

12 Свадебная величальная песня «Как невестина сваха – лебёдка» в исполнении К.К. Квасовой, М.Ф. Протопоповой из с. Петухово Томского р-на Томской обл. Правовая информация

13 Свадебная величальная песня «Невестина сваха – лебёдка» в исполнении Л.К. Губиной, З.К. Карбышевой, К.Т. Губиной из с. Губино Томского р-на Томской обл. Правовая информация

14 Свадебная величальная песня «У большого у боярина» в исполнении М.Ф. Протопоповой из с. Петухово Томского р-на Томской обл. Правовая информация

15 Свадебная величальная песня «Ты гордая наша свашенька» в исполнении К.К. Квасовой, М.Ф. Протопоповой из с. Петухово Томского р-на Томской обл. Правовая информация

16 Свадебная величальная песня «У дружка, дружка-повёртышка» в исполнении К.К. Квасовой, М.Ф. Протопоповой из с. Петухово Томского р-на Томской обл. Правовая информация

17 Свадебная величальная песня «Друженька хорошенький» в исполнении М.Н. Белоконевой, А.Н. Поповой, М.Ф. Тюменцевой, А.К. Буцыкиной, Е.Н. Попыхиной, Т.Г. Тюменцевой из д. Петрово (Рыбалово) Томского р-на Томской обл. Правовая информация

18 Свадебная величальная песня «Что не яблочко по блюдечку» в исполнении М.Ф. Протопоповой из с. Петухово Томского р-на Томской обл. Правовая информация

19 Свадебная песня «Уж ты ласточка» в исполнении А.М. Здвижковой, В.П. Шадриной, И.Н. Шумиловой, Л.В. Щетинкиной из с. Большой Антибес Мариинского р-на Кемеровской обл. Правовая информация

20 Свадебная пеня «На рассвете да свету белого» в исполнении Е.А. Терминовой и Е.С. Селезнёвой из с. Большая Песчанка Ижморского р-на Кемеровской обл. Правовая информация

21 Свадебная песня «Не от ветру, не от вихору» в исполнении М.М. и В.Н. Солдатенко из д. Ново-Александровка Кривошеинского р-на Томской обл. Правовая информация

22 Свадебная песня «Подымалася бурь-погодушка» в исполнении Е.П. Азовцевой, П.П. Самойловой и Е.Т. Шальновой из с. Спасское-на-Яе Томского р-на Томской обл. Правовая информация

23 Свадебная песня «Ой, не было ветров» в исполнении А.А. Бодашковой и Е.А. Левницкой из с. Бодашково (Лязгино) Томского р-на Томской обл. Правовая информация

24 Свадебная песня «Голубь над водой» в исполнении Ю.А. Петровой и А.Е. Хмелевской из д. Кудрово Томского р-на Томской обл. Правовая информация

Иван Грозный, Ипполит, Стива Облонский

25 апреля - день рождения актера Юрия Яковлева

Вспоминаем Георгия Вицина

Видеоролик из ролей замечательного актера

Международный день цирка

«Цирк - это вечный праздник взрослых и ребят!»

Вспоминаем советские боевики

Благородные герои в борьбе за справедливость

Вспоминаем любимых героев мультиков

Классика советской анимации

От купольного храма до хрущевки

Краткий путеводитель по архитектурным стилям российских городов

Золотое кольцо России

Виртуальное путешествие по древним городам

Великий комбинатор советского кино

Вспоминаем известные роли Сергея Юрского

XVIII век в русской живописи

История изобразительного искусства за две минуты

В 84 регионах страны за 2 дня состоялось более 10 тысяч мероприятий в библиотеках, книжных клубах — и даже в московском метро.

Подробнее

Жюри предстоит выбрать лучшую из семи экранизаций.

Подробнее

Уникальные спектакли, выставки и кинопоказы будут идти до 23 июля.

Подробнее

Виртуальный музей портала «Культура.РФ», разработанный для ГМИИ им. А.С. Пушкина, доступен в «Одноклассниках».

Подробнее

Концерты, фестивали, экскурсии.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть