Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Храм Иоанна Богослова на Варяжках (во Вражке) в Смоленске (Богословский храм; Иоаннобогословский храм)

Вид объекта: Храм
Религия: Христианство
Конфессия: Православие
Архитектурная школа: Домонгольское храмовое зодчество, позднее - барокко
Язык: Язык богослужения - церковнославянский
Адрес: 214000, Россия, г. Смоленск, ул. Большая Краснофлотская, д. 15 54°47′24″ с. ш. 32°02′16″ в. д.
Паспорт объекта
Один из трёх частично сохранившихся смоленских храмов домонгольского периода, наряду с  храмом Архангела Михаила и храмом Петра и Павла. Построен на булыжном фундаменте, по заказу князя Романа Ростиславовича у переправы через Днепр. Одноглавый, четырёхстолпный. Был украшен золотом, финифтью. В летописном некрологе Романа Ростиславича, умершего в 1180 г., сказано, что он «манастыри набдя и созда церковь камену святаго Иоана, и украсив ею всяким строениьем церковным, и иконы златом и хиниптом украшены, память здевая роду своему, паче же и души своеи оставление грехов прося». И.М. Хозеров датировал храм 1173 г., основываясь на ныне не существующей, но доступной тогда клировой ведомости храма. Просуществовал до 1611 г., когда Смоленск после длительной осады был захвачен польским войском, когда и был превращен в костел. Частично перестраивался в XVIII в. - были перестроены своды и завершение (малый восьмерик), пристроены трапезная и колокольня (уничтожены в 1941-1943 гг.).


Возможно, был дворцовым храмом Романа Ростиславовича. Под мостовой современной Краснофлотской (бывшей Богословской) улицы наблюдались руины постройки на глубине 1,42 м. (толстые стены из плинфы со знаками). Возможно, речь о стене загородного двора князя. В 1924 г. И.М. Хозеров вскрыл погребение в пристенном саркофаге южного придела: богато одетая женщина, остатки золототканного пояса с жемчугом, шелковой ткани платья. Такое же погребение имелось в разрушенном аркосолии северной стены северной галереи, где были найдены частицы золототканой парчовой одежды и обломок миниатюрной бляшки из тонкого листового золота. Гробницы были перекрыты тесанными плитами крупнозернистого фиолетового-розового песчаника. 


В XVIII в. здание подверглось обновлениям (1763 г.) старанием майора А. Васильевского и смоленского мещанина Никифора Верзина и позднее (1786 г.) епископа Парфения. Были переложены своды и столпы храма, поставлен барабан-восьмерик в барочном стиле, с маленькой главкой. В связи с сильным нарастанием слоя окружающего храм кладбища, его внутренность в XVIII в. была засыпана щебнем и грунтом на высоту около 2 м. Исследования 1970-х гг. XX в. выявили, что единой засыпки низа храма не было, слои откладывались постепенно. Так, найдены были следы пожара (слой угля и золы), поверх которых был положен новый пол (видимо, в XII-XIII в.), остатки упавшего столба.


К реставраторам XVII в. храм попал без столбов, сводов и главы. Галереи и южный придел исчезли ранее. Под разобранными в южном приделе поздними склепами обнаружен толстый слой древнего известкового раствора, куски которого сохранили отпечатки плинфы. В слоях снаружи храма обнаружены монеты XVIII-XIX вв. В 1812 г. пострадал от французских войск. При советской власти действовал до 1933 г., после чего был передан под музей и библиотеку. В годы Великой Отечественной войны пострадал, были уничтожены все пристройки.  В 1924 г. И.М. Хозеров и С.Д. Ширяев провели натурные исследования здания и раскопки, обнаружившие останки приделов.  В 1929 г. П.Д. Барановский произвел очистку фасадов храма от поздней штукатурки. В 1947-1949 гг. произведены обмеры.  Было начато практическое восстановление первоначальных деталей здания. Осуществлена выкладка нижних частей полуколонн и апсидных тяг, доведенная до современной дневной поверхности.  Разведки проходили в 1961 г. под руководством М.Х. Алешковского. В 1967 г. изучение продолжено Смоленской архитектурно-археологической экспедицией. Реконструкцию вида храма выполнили  Воронин Н.Н., Раппопорт П.А. В 1970-е гг. выполнялась реставрация по проектам Подъяпольского и Каменевой, была удалена поздняя штукатурка, восстановлены полуколонны и профилировки проёмов.


В 1980-х гг. здесь  располагался склад стройматериалов Смоленских реставрационных мастерских. В 1993 г. храм передан Смоленской и Вяземской Епархии Русской Православной Церкви в непригодном для использования состоянии. С 1995 г. идут богослужения. Ремонт проведен на средства областного департамента культуры. Полная реставрация здания не сделана, так как это требовало перекладки разрушенных древних участков стен и привело бы к потере остатков памятника XII в. Ныне от древнего здания сохранилась только коробка внешних стен, с которой срублены наружные лопатки с полуколоннами и тяги на апсидах. Заложены узкие древние и сделаны новые широкие окна, фасады покрыты штукатуркой. Основной объем здания в первоначальном виде имел сходство с храмом Петра и Павла - крестово-купольный, одноглавый, трехапсидный. Имеет почти квадратный план (внутри 13х13.5 м, снаружи стороны равны), массивные апсиды. Членения фасадов отражают внутреннюю структуру здания с крестчатыми столбами и внутренними плоскими лопатками. На углах храма – широкие плоские двухуступчатые лопатки, подчеркивающие кубичность объемов. Средние лопатки по осям столбов были усилены полуколоннами. Полукружия апсид имели узкие, плоские вертикальные грани.


Внешний облик храма отличали двухуступчатые порталы, двууступчатые амбразуры окон, расположенные в два яруса на стенах и на алтарных апсидах (в отличие от слепой аркады храма Петра и Павла). Уцелевшие удлиненные древние окна ныне заложены кирпичом для упрочнения разрушенных стен, точная конфигурация оконных проемов неизвестна, однако из описаний следует, что они были узкими снаружи и имели раструб внутри (для большего света). Каналы пальцев лесов также оставались открытыми. На высоте пят закомар шел пояс аркатуры с двойным поребриком (несколько керамических консолей аркатуры найдены в 1924 г. во время раскопок южного придела). На угловой северо-восточной лопатке не был срублен в XVIII в. выложенный из плинфы рельефный шестиконечный крест со ступенчатой «Голгофой» (кресты после затирки стен раствором читались как красный узор на белом фоне, напоминая вышивку красной нитью по холсту). В фасадных полукружиях закомар могли располагаться окна: по одному в боковых и три в среднем. Размеры и оформление барабана главы неизвестны. Не выявлена первоначальная высота храма (по наблюдению И.М. Хозерова, храм был вытянут вверх, о чем свидетельствуют узкие и длинные «щелевидные» окна). По С.П. Писареву («Памятная книга»), «в верхней части храма существовали деревянные хоры между западной стеной и западными колоннами, в которых по уничтожении хор некоторое время были видны гнезда для вставки балок»;.


Стены здания тонкие (1,3 м. – 1, 42 м.), что значит -  внутристенной лестницы на хоры быть не могло (поднимались на них изнутри храма по деревянной лестнице). Стены храма были расписаны (найдены широкошляпочные гвозди для укрепления росписи и остатки штукатурки). Около восточных углов имелись два придела. Храм окружала галерея. Фундамент, по шурфу в южном приделе, был выполнен из средне-мелкого булыжника, уложенного насухо, и врезан в песок, чередующийся с суглинком. Ров осыпался, фундамент получил трапециевидную форму, выступая на 25— 30 см. от линии стенной кладки.  Подошва фундамента лежит на 1, 2 м. глубже уровня XII в. Учет свойств грунта при строительстве (равномерное распределение давления и способность не задерживать в себе влагу) обеспечили долговечность и устойчивость здания. Фундамент более легкой части (галереи) выполнен так же, однако заложен мельче (0,9 м.).  Выступающие наружу края фундамента перекрыты отмосткой из плинфы на глине, выше располагается стандартная кладка стен. Плинфа хорошо обожженная, однообразная во всем здании (средняя толщина 4 см., с отклонением от 3, 5 см. до до 4.3—4.5 см. при длине 29—31 см., шириной 19—20.5 см. (реже 21—21.4 см.) или  13.5—14.5 см. 


Саркофаги южного придела были сложены одновременно,  задуманы как усыпальницы. На плинфе меньше бортовых знаков, чем в храме Петра и Павла. Имеются обломки фигурной плинфы в форме трапеции с выгнутой большей стороной, шириной 14 см., радиусом 15,8 см., а также тpeугольной, с выгнутой линией основания. Кладка имеет голосники: красноглиняные двуручные амфоры с толстыми стенками и горизонтальным рифлением, а также кувшины местного производства, более низкие по качеству (коричнево-серые с примесью дресвы, со следами техники налепа, поверхность обварная, пятнистая). Для укрепления кладки пола использовали красный песчаник (входы в порталы храма и галереи, ступени северного портала, блоки для железных подставов дверей). Блоки дверей с севера на 45 см выше порога, сам подстав - на 53 см. Настил полов - из крупноформатной майоликовой плитки  (19X19 см.), редко 7.5X13 см. Известковый раствор розовато-белый, жирный, с кирпичной крошкой, песком, на стенах менее жирный и более серый, имеет больше песка, крошки. Шов почти равен толщине плинфы, выполнен с косой подрезкой. Своды храма были покрыты листами свинца. В апсиде южного придела сохранилось основание маленького (63X83 см) престола, сложенного из обломков плинфы, с внутренним «шкафом», уцелели фрагменты штукатурки.  Алтарь отделен кирпичной перегородкой, на внешней поверхности ее сохранилась роспись (имитация «;полилитии»). Орнамент обрамлен красной охрой с белым кантом. Западные углы придела ограничивали два пилона, меж которыми и алтарем были ящики саркофагов, среди которых имелось и детское погребение. Галереи, как и храм, были украшены стенописью. 


Прямых данных о внешнем облике приделов и галерей мало. У боковых фасадов приделов углы имели широкие двухуступчатые лопатки. Стены имели узкие плоские лопатки.  Угловые капеллы имели сводчатое покрытие и фасадные закомары, галереи имели тонкие стены, прорезанные аркосолиями. Каркас перекрытия образовали арки, опиравшиеся на пилоны по осям столбов и пилястр храма и заканчивающиеся наклонной односкатной кладкой, где шла деревянная обрешетка односкатной кровли.

 Тел.: 8 (4812) 38-89-80

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

Концерт завершает Год Сергея Прокофьева в России.

Подробнее

Праздник интеллектуальной литературы подводит книжные итоги года.

Подробнее

Увидеть старинные механические куклы, узнать различия крестьянских лаптей, услышать сонеты Шекспира…

Подробнее

Изучим афишу последнего месяца 2016 года.

Подробнее

Выставка Альбины Акритас в Салониках.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть