Войти Версия для слабовидящих
Выбор дат Очистить фильтр

Романтизм эпохи большевизма

Более 80 произведений соцреализма 1920–40-х годов можно увидеть на выставке в Манеже.

4 ноября в Центральном Манеже открылась выставка «Романтический реализм. Советская живопись 1925–1945 годов». В экспозиции — полотна живописцев, написавших собственной кистью историю советского искусства и, более того, сумевших создать даже в условиях тотального социалистического реализма гениальные по художественным качествам произведения.

Что увидит посетитель выставки?

В экспозицию в Манеже вошли самые известные работы, ставшие классикой соцреализма, — это произведения Исаака Бродского, Александра Лактионова, Кузьмы Петрова-Водкина, Александра Лабаса, Александра Дейнеки, Митрофана Грекова, Александра Герасимова, Юрия Пименова и другие. Впервые за несколько десятилетий они собраны вместе под одной крышей. Необычно и пространственное решение выставки: в ее основе — образ здания с центрально-осевой симметрией, призванный напомнить зрителю всю историю архитектуры — от священных пирамид Древнего мира до утопического Дворца Советов, проект которого так и не был осуществлен. На выставке — эскиз этого здания архитектора Бориса Иофана.



Экспозиция построена как анфилада сакральных пространств, каждое из которых посвящено своей теме — от образов вождя до образов массовых праздников и портретов героев, от поэтизации труда и армейской службы до поэтизации частной, бытовой жизни…

Как появился соцреализм?

Призвать искусство служить новым идеалам — идея, официально оформленная в апреле 1918 года, когда Ленин предложил план монументальной пропаганды: новое искусство должно было агитировать за новую власть. Но поскольку четкой концепции у большевиков поначалу не было, они позволили выйти на первый план русским авангардистам — Маяковский сочинял рифмы для лозунгов, Родченко создавал плакаты, а Малевич с Шагалом участвовали в создании декораций для празднеств первых революционных годовщин...

Творческая свобода вскружила голову авангардистам и не слишком пришлась по душе новому руководству страны. Большевики считали, что разговаривать с народными массами надо на понятном им языке. В 1932 году появилась официальная формулировка творческого метода, который окончательно стал главенствовать в Стране Советов, — «социалистический реализм».


Кто противопоставил себя авангардистам?

Еще в начале 1920-х годов среди множества прочих творческих союзов и объединений возникла группировка «Ассоциация художников революционной России», которая противопоставила себя авангардистам, взяв за основу не художественный эксперимент, а искусство русских передвижников. Так авангард, призывавший покончить с пережитками прошлого, оказался не у дел, ведь именно художники АХРР составили основной костяк живописцев соцреализма, когда власть окончательно решила, что искусство должно принадлежать народу.

Романтики Страны Советов

Творить в духе соцреализма могли не все. Кому-то пришлось ломать себя, чтобы выжить и остаться художником, а кто-то искренне восхищался подвигами Красной армии, индустриализацией набирающей силу молодой страны, спортсменами-атлетами, бодро шагающими с флагами навстречу светлому будущему…

Так и обрел миф о самой справедливой в мире стране равных возможностей свои вполне реалистичные формы. Вот весело скачут трубачи Первой конной на картине Митрофана Грекова, а вот ритмично и торжественно шагают защитники Петрограда кисти Александра Дейнеки, да и дирижабли Александра Лабаса взметнулись в небо в едином порыве со всей страной…

Благодаря таланту, образованию и насмотренности, авторы создавали работы, ориентированные на искусство великих мастеров прошлого. Оттого и бойцы Петрова-Водкина сидят вокруг стола в позах канонической Троицы, и «Женщина в гамаке» у Пименова напоминает Венеру Тициана…


Романтики современности

Идея выставки «Романтический реализм. Советская живопись 1925–1945 годов» и ее концепция принадлежит директору Третьяковской галереи Зельфире Трегуловой, а художественное оформление придумали архитектор Дмитрий Ликин и режиссер Эдуард Бояков.

Выставка открыта до 22 ноября. Вход свободный.

Благодарим за предоставленные фотографии РОСИЗО.
Бывалый из известного кинотрио

27 апреля - день рождения актера и режиссера Евгения Моргунова

Прямая трансляция 27 апреля, в 19:00. Концертный зал имени П.И. Чайковского

Минин-хор – 45 лет! Гала-концерт. Московский государственный академический камерный хор

Иван Грозный, Ипполит, Стива Облонский

25 апреля - день рождения актера Юрия Яковлева

Вспоминаем Георгия Вицина

Видеоролик из ролей замечательного актера

Международный день цирка

«Цирк - это вечный праздник взрослых и ребят!»

Вспоминаем советские боевики

Благородные герои в борьбе за справедливость

Вспоминаем любимых героев мультиков

Классика советской анимации

От купольного храма до хрущевки

Краткий путеводитель по архитектурным стилям российских городов

Золотое кольцо России

Виртуальное путешествие по древним городам

Проект посвящен древнерусскому искусству первой половины — середины XVI столетия.

Подробнее

На состязаниях участников в 31 номинации выбрали лучших.

Подробнее

Премьера картины «Один день Ивана Денисовича» ожидается в 2018 году.

Подробнее

Технологии позволяют увидеть экспонаты по-другому.

Подробнее

27–28 мая в парке Горького — перформансы и научные эксперименты.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть