Войти Версия для слабовидящих
Выбор дат Очистить фильтр

Романтизм эпохи большевизма

Более 80 произведений соцреализма 1920–40-х годов можно увидеть на выставке в Манеже.

4 ноября в Центральном Манеже открылась выставка «Романтический реализм. Советская живопись 1925–1945 годов». В экспозиции — полотна живописцев, написавших собственной кистью историю советского искусства и, более того, сумевших создать даже в условиях тотального социалистического реализма гениальные по художественным качествам произведения.

Что увидит посетитель выставки?

В экспозицию в Манеже вошли самые известные работы, ставшие классикой соцреализма, — это произведения Исаака Бродского, Александра Лактионова, Кузьмы Петрова-Водкина, Александра Лабаса, Александра Дейнеки, Митрофана Грекова, Александра Герасимова, Юрия Пименова и другие. Впервые за несколько десятилетий они собраны вместе под одной крышей. Необычно и пространственное решение выставки: в ее основе — образ здания с центрально-осевой симметрией, призванный напомнить зрителю всю историю архитектуры — от священных пирамид Древнего мира до утопического Дворца Советов, проект которого так и не был осуществлен. На выставке — эскиз этого здания архитектора Бориса Иофана.



Экспозиция построена как анфилада сакральных пространств, каждое из которых посвящено своей теме — от образов вождя до образов массовых праздников и портретов героев, от поэтизации труда и армейской службы до поэтизации частной, бытовой жизни…

Как появился соцреализм?

Призвать искусство служить новым идеалам — идея, официально оформленная в апреле 1918 года, когда Ленин предложил план монументальной пропаганды: новое искусство должно было агитировать за новую власть. Но поскольку четкой концепции у большевиков поначалу не было, они позволили выйти на первый план русским авангардистам — Маяковский сочинял рифмы для лозунгов, Родченко создавал плакаты, а Малевич с Шагалом участвовали в создании декораций для празднеств первых революционных годовщин...

Творческая свобода вскружила голову авангардистам и не слишком пришлась по душе новому руководству страны. Большевики считали, что разговаривать с народными массами надо на понятном им языке. В 1932 году появилась официальная формулировка творческого метода, который окончательно стал главенствовать в Стране Советов, — «социалистический реализм».


Кто противопоставил себя авангардистам?

Еще в начале 1920-х годов среди множества прочих творческих союзов и объединений возникла группировка «Ассоциация художников революционной России», которая противопоставила себя авангардистам, взяв за основу не художественный эксперимент, а искусство русских передвижников. Так авангард, призывавший покончить с пережитками прошлого, оказался не у дел, ведь именно художники АХРР составили основной костяк живописцев соцреализма, когда власть окончательно решила, что искусство должно принадлежать народу.

Романтики Страны Советов

Творить в духе соцреализма могли не все. Кому-то пришлось ломать себя, чтобы выжить и остаться художником, а кто-то искренне восхищался подвигами Красной армии, индустриализацией набирающей силу молодой страны, спортсменами-атлетами, бодро шагающими с флагами навстречу светлому будущему…

Так и обрел миф о самой справедливой в мире стране равных возможностей свои вполне реалистичные формы. Вот весело скачут трубачи Первой конной на картине Митрофана Грекова, а вот ритмично и торжественно шагают защитники Петрограда кисти Александра Дейнеки, да и дирижабли Александра Лабаса взметнулись в небо в едином порыве со всей страной…

Благодаря таланту, образованию и насмотренности, авторы создавали работы, ориентированные на искусство великих мастеров прошлого. Оттого и бойцы Петрова-Водкина сидят вокруг стола в позах канонической Троицы, и «Женщина в гамаке» у Пименова напоминает Венеру Тициана…


Романтики современности

Идея выставки «Романтический реализм. Советская живопись 1925–1945 годов» и ее концепция принадлежит директору Третьяковской галереи Зельфире Трегуловой, а художественное оформление придумали архитектор Дмитрий Ликин и режиссер Эдуард Бояков.

Выставка открыта до 22 ноября. Вход свободный.

Благодарим за предоставленные фотографии РОСИЗО.
Прямая трансляция 16 января, начало в 19:00. Концертный зал имени П. И. Чайковского

Борис Березовский, Национальный филармонический оркестр России

Испанская цыганка, возлюбленная короля

Знойная роль Анны Самохиной

Эффект Льва Кулешова

Прием монтажа, который вошел в историю мирового кинематографа

Международный праздник вежливости

Всемирный день «спасибо»

ГУМ — живой музей в центре Москвы

Краткая история главного магазина страны

Лучшие полотна Василия Перова

Картины одного из первых передвижников

Пусть будет лучшим Новый год!

«Культура.РФ» поздравляет с Новым годом и Рождеством!

Семен Фарада

Формула нашей любви

Выйди скорей, Татьяна!

Советская серенада с Анатолием Кузнецовым

«Наконец сбываются все мечты…»

Счастливого Нового года!

16, 17 и 18 января здесь пройдет фестиваль «Зимние грезы», названный в честь известной симфонии русского композитора.

Подробнее

18 января в сети пройдет Международная твиттер-акция #MuseumSelfie, цель которой — популяризация музеев.

Подробнее

Мы подготовили подборку событий, посетив которые вы сможете узнать больше.

Подробнее

Читайте и выбирайте, чем заняться в январе в Москве.

Подробнее

Экспозиция «Рисунки Климта и Шиле из собрания музея Альбертина (Вена)» начнет работу осенью 2017 года.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть