Романтизм эпохи большевизма

Более 80 произведений соцреализма 1920–40-х годов можно увидеть на выставке в Манеже.
4 ноября в Центральном Манеже открылась выставка «Романтический реализм. Советская живопись 1925–1945 годов». В экспозиции — полотна живописцев, написавших собственной кистью историю советского искусства и, более того, сумевших создать даже в условиях тотального социалистического реализма гениальные по художественным качествам произведения.

Что увидит посетитель выставки?
В экспозицию в Манеже
вошли самые известные работы, ставшие классикой соцреализма, — это произведения Исаака Бродского, Александра Лактионова, Кузьмы Петрова-Водкина, Александра Лабаса, Александра Дейнеки, Митрофана Грекова, Александра Герасимова, Юрия Пименова и другие. Впервые за несколько десятилетий они собраны вместе под одной крышей. Необычно и пространственное решение выставки: в ее основе — образ здания с центрально-осевой симметрией, призванный напомнить зрителю всю историю архитектуры — от священных пирамид Древнего мира до утопического Дворца Советов, проект которого так и не был осуществлен. На выставке — эскиз этого здания архитектора Бориса Иофана.
Экспозиция построена как анфилада сакральных пространств, каждое из которых посвящено своей теме — от образов вождя до образов массовых праздников и портретов героев, от поэтизации труда и армейской службы до поэтизации частной, бытовой жизни…

Как появился соцреализм?
Призвать искусство служить новым идеалам — идея, официально оформленная в апреле 1918 года, когда Ленин предложил план монументальной пропаганды: новое искусство должно было агитировать за новую власть. Но поскольку четкой концепции у большевиков поначалу не было, они позволили выйти на первый план русским авангардистам — Маяковский сочинял рифмы для лозунгов, Родченко создавал плакаты, а Малевич с Шагалом участвовали в создании декораций для празднеств первых революционных годовщин…
Творческая свобода вскружила голову авангардистам и не слишком пришлась по душе новому руководству страны. Большевики считали, что разговаривать с народными массами надо на понятном им языке. В 1932 году появилась официальная формулировка творческого метода, который окончательно стал главенствовать в Стране Советов, — «социалистический реализм»
.

Кто противопоставил себя авангардистам?
Еще в начале 1920-х годов среди множества прочих творческих союзов и объединений возникла группировка «Ассоциация художников революционной России», которая противопоставила себя авангардистам, взяв за основу не художественный эксперимент, а искусство русских передвижников. Так авангард, призывавший покончить с пережитками прошлого, оказался не у дел, ведь именно художники АХРР составили основной костяк живописцев соцреализма, когда власть окончательно решила, что искусство должно принадлежать народу.

Романтики Страны Советов
Творить в духе соцреализма могли не все. Кому-то пришлось ломать себя, чтобы выжить и остаться художником, а кто-то искренне восхищался подвигами Красной армии, индустриализацией набирающей силу молодой страны, спортсменами-атлетами, бодро шагающими с флагами навстречу светлому будущему…
Так и обрел миф о самой справедливой в мире стране равных возможностей свои вполне реалистичные формы. Вот весело скачут трубачи Первой конной на картине Митрофана Грекова, а вот ритмично и торжественно шагают защитники Петрограда кисти Александра Дейнеки, да и дирижабли Александра Лабаса взметнулись в небо в едином порыве со всей страной…
Благодаря таланту, образованию и насмотренности, авторы создавали работы, ориентированные на искусство великих мастеров прошлого. Оттого и бойцы Петрова-Водкина сидят вокруг стола в позах канонической Троицы, и «Женщина в гамаке» у Пименова напоминает Венеру Тициана…

Романтики современности
Идея выставки «Романтический реализм. Советская живопись 1925–1945 годов» и ее концепция принадлежит директору Третьяковской галереи Зельфире Трегуловой, а художественное оформление придумали архитектор Дмитрий Ликин и режиссер Эдуард Бояков.
Выставка открыта до 22 ноября. Вход свободный.
Благодарим за предоставленные фотографии РОСИЗО
.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна