Сны наяву Павла Кузнецова
Современники называли его «русским гогенидом», художником с «мусатовским тоном» и ориенталистом. А потомки на долгие годы забыли о нем. Впервые с 1978 года в Инженерном корпусе Третьяковской галереи открылась выставка работ Павла Кузнецова.
В экспозиции — более 200 работ живописи и графики 1910–1930-х годов: от символизма до поздних натюрмортов из собраний Третьяковки, Русского музея, Саратовского художественного музея им. А.Н. Радищева и частных коллекций.
«В плеяде изумительных он был самым изумительным. Кузнецов был мечтателем, его друзья были забавниками. Он видел, они сочиняли. Он смотрел внутрь, они наружу».
Режиссер Анатолий Эфрос
Павел Варфоломеевич Кузнецов родился в Саратове в 1878 году. Свой живописный дар проявил еще в раннем детстве. Сначала учился рисованию в родном городе, а после окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Будучи студентом, создал и возглавил творческое объединение «Голубая роза». И уже в 1906 году его работы отправились в Париж на выставку русских художников, организованную Дягилевым. В экспозиции этот период представлен работами «Фонтан» и «Рождение».
Ссылки по теме
В начале 1910-х годов Кузнецов отправляется в Самарканд. Восток навсегда изменил его живопись и навеки вписал имя художника в мировую историю искусства. Пример тому — степной цикл 1912 года: «Вечер в степи», «Мираж», «Дождь в степи»… На рубеже 1920–1930-х годов Кузнецов активно пишет натюрморты, портреты и пейзажи. В 1923-м живописец едет в Париж, и его «Парижские комедианты» — результат впечатлений от той поездки. Кузнецов не просто любил писать, он жил и мыслил живописными образами. В качестве иллюстрации этого — графические циклы, сопровождающие живопись.
Выставка открыта до 13 декабря.
Смотрите также