Войти Версия для слабовидящих
Выбор дат Очистить фильтр

Самаркандия

Восток – яркий, экзотический, неведомый, а потому манящий – на протяжении веков притягивал взгляды художников всего мира.

России, раскинувшейся между Европой и Азией, повезло. У нее всегда был свой Восток – Средняя Азия, ставшая для русских художников живым воплощением сказок Шахерезады, не просто экзотической страной, а местом силы, зачастую местом спасения или убежищем…

Выставка «Образ Востока в русском искусстве первой половины XX века» в Башкирском государственном художественном музее им. М.В. Нестерова – еще один взгляд на то, как преломлялось ощущение Востока в искусстве русских художников, начиная с выставки группы «Голубая роза» до живописи советских мастеров 1940-х, живших здесь в эвакуации.

СКАЧАТЬ

Издан при финансовой поддержке Фонда Марджани

В экспозиции – 65 живописных и графических работ и более 30 имен из собраний Музейно-выставочного центра «РОСИЗО», Музея искусств народов Востока, Третьяковской галереи, Саратовского художественного музея им. А.Н. Радищева и частного Фонда поддержки и развития научных и культурных программ им. Ш. Марджани.

В начале ХХ века «паломничество в страны Востока» стало популярным явлением в интеллектуальной и творческой среде, и особенно среди живописцев. Восток с его палящим солнцем, жаркими песками, лазоревым небом и непривычной русскому глазу природой менял не только палитру наших живописцев, но и мировоззрение. И если для представителей «Голубой розы» Павла Кузнецова, Петра Уткина и Мартироса Сарьяна Восток был мифологической страной, в которой они искали поэтического вдохновения и новые художественные образы, то мастера «Бубнового валета» Илья Машков и Аристарх Лентулов, обращавшиеся в своем творчестве к народному лубку, видели в национальном искусстве Востока полную витальности архаику.

Сергей Юдин. Самарканд. Начало 1900-х


И лишь выходец из крестьянской семьи художник-реалист Иван Казаков, после революции 1905 года сбежавший в Туркестан от преследования, одним из первых осознал уникальность национального художественного наследия и необходимость его сохранения.

Он открыл в Ташкенте собственную школу, где преподавал живопись. А в 1920-е годы активно сотрудничал с комиссией по охране памятников старины и искусства. С этой же целью в рамках экспедиции Института истории материальной культуры Кузьма Петров-Водкин делает зарисовки и обмеры памятников Туркестана в 1921 году. Четыре месяца, проведенных здесь, оставили след не только в творчестве мастера, но и в воспоминаниях, вылившихся в очерк «Самаркандия».

«Здесь ясный ультрамарин, в нем разыгрались до полной звучности золотые, желтые и зелено-бархатные вариации. Их пронизывает скромными жилками откровение Востока – бирюза. Эти солнечные стихии, втиснутые в непоколебимые узоры и линии, переплетаются вширь и ввысь».

Помогал Кузьме Сергеевичу с обмерами его ученик – Александр Самохвалов. Поездка в Среднюю Азию стала для молодого живописца переломным моментом, повлиявшим на его мировоззрение и художественную манеру.

Для одних художников Восток стал ярким впечатлением и живописным сувениром, увезенным с собой в Центральную Россию. Для других, разными путями оказавшихся здесь, он стал духовным оплотом и открытием не просто другой культуры – другого мира.

Александр Самохвалов. Шахи-Зинда. 1921


Величественная архитектура мечетей и медресе, глинобитные лабиринты дувалов, тишина садов, неспешная, наполненная национальным колоритом и философской мудростью жизнь оставляла глубокий след не только в творчестве, но и в сердцах многих живописцев. Самарканд так поразил Александра Николаева, что художник стал серьезно изучать ислам и суфизм, принял мусульманство и взял себе новое имя – Усто Мумин – «мастер уверовавший, покорный». Он соединил восточную миниатюру и русскую иконопись, стараясь передать не внешнюю сторону восточного образа жизни, а его глубинную суть.

В середине 1920-х годов Туркестан – так до 1925 года называлась вся Средняя Азия – становится своеобразным центром авангардных экспериментов. Вдалеке от столицы художники продолжали экспериментировать, соединяя местный колорит с новаторскими «левыми» приемами.

Одной из ключевых фигур «Туркестанского авангарда» был Александр Волков. Он не только искал новые художественные приемы для передачи жара пустыни, азиатской мелодии и даже мерной поступи верблюда, он создал новый сплав западного и традиционного восточного искусства, чтобы выразить всю духовную суть азиатского Востока.

В 1929 году Волков создал в Ташкенте экспериментальное объединение «Мастера Нового Востока». А в начале 30-х – «Бригаду Волкова», куда вошли Павел Щеколев, Николай Карахан и Урал Тансыкбаев.

Александр Волков. Сбор хлопка. 1931

В Ашхабаде создает свою «Ударную школу искусства Востока» и Рувиль Мазель. Он, как и Волков, мечтает о создании национального изобразительного искусства на основе синтеза восточной и западной традиций. Мазель, увлеченный узбекской вышивкой сюзане, которая, по его мнению, отражала исторические, культурные и космогонические представления народа, выработал собственный стиль, соединив восточную традицию с итальянским Возрождением.

В 1930-е годы приезд на Восток наполняется новым смыслом: художники сбегают сюда от социалистического реализма. Средняя Азия становится прибежищем для Льва Крамаренко и его жены и ученицы Ирины Жданко. Самарканд не только согрел их своими лучами, принес волну более позитивных эмоций, но, что самое главное, дал возможность рисовать…

Роберт Фальк приезжает в Узбекистан в 1938 году. Представитель русского авангарда 9 лет прожил в Европе и вернулся на родину в 1937-м. Мастерской в Москве у него не было, а следовательно, не было возможности работать, про политические репрессии нечего и говорить – вряд ли бы власти простили ему эмиграцию. Поездка в Среднюю Азию, возможно, спасла ему жизнь. И здесь он обрел свой, библейский Восток.



Во время Великой Отечественной войны восточные окраины России вновь принимают представителей советской интеллигенции – музыкантов, писателей, актеров, художников... Здесь живут и пишут Александр Лабас, Сергей Герасимов, Зинаида Ковалевская, Николай Ульянов... Несмотря на тяжелое моральное состояние, тревогу за родных на фронте, они обретают на Востоке надежду, творческие силы. И снова, как в сказке, последний глоток живой воды, без которого смерть, нашелся здесь, на мудром, спокойном и до сих пор будоражащем фантазию художников Востоке.

Редакция благодарит Государственную Третьяковскую галерею, Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Государственный музей искусства народов Востока, Государственный Русский музей и Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева за предоставленные материалы.
Самый известный русский импрессионист

Константин Коровин

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

В Государственном музее Пушкина на Пречистенке развернута выставка «А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». К 180-летию публикации».

Подробнее

Концерт завершает Год Сергея Прокофьева в России.

Подробнее

Праздник интеллектуальной литературы подводит книжные итоги года.

Подробнее

Увидеть старинные механические куклы, узнать различия крестьянских лаптей, услышать сонеты Шекспира…

Подробнее

Изучим афишу последнего месяца 2016 года.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть