По пути тутового шелкопряда

Протяженность Великого шелкового пути — 12 тысяч километров, возраст — два тысячелетия, география культурных связей — от Китая до Ближнего Востока, Индии и Европы. Основной маршрут пролегал через Северный Афганистан, Среднюю Азию, Иран, Южный Азербайджан и Армению, Малую Азию и Левант. Другой маршрут шел через территорию, именуемую Центральной Евразией, — Алтай, казахские степи, Нижнее Поволжье, Приуралье, Кавказ, Среднюю Азию и Южную Сибирь.
Великий путь, названный с легкой руки венецианского купца Марко Поло шелковым (шелк в то время считался тканью поистине драгоценной и ценился на вес золота), помогал распространять не только товары, но и предметы искусства, технические новинки и даже религиозные учения.
Великий шелковый путь — место встречи цивилизаций Востока и Запада. Сколь глубоки их взаимные влияния, поможет узнать выставка «Традиционная культура Центральной Евразии: наследие Шелкового пути» в Национальном музее Республики Башкортостан. В экспозиции — более 400 предметов из собрания Российского этнографического музея. Выставка предлагает зрителю совершить собственное небольшое путешествие по знойным барханам Шелкового пути и окунуться в атмосферу караванной торговли, почувствовать себя продавцом или покупателем восточного базара.
Импровизированный шатер бухарского эмира
Тарелка и крышка для плова
Восточные ковры
Узорчатая кожаная обувь казанских мастеров
Шаманский бубен
Тематически экспозиция поделена на несколько разделов: «Дорога», «Торговля и ремесло», «Властная элита», «Религия», «Костюм». Все вместе они создают единый образ торгово-культурного феномена под названием «Шелковый путь». Традиционно караван верблюдов сопровождали вооруженные конные всадники, охранявшие товар от грабителей. Седла, представленные в экспозиции, не просто сиденья для верховой езды, а предмет престижа, с художественной росписью, инкрустацией из кости или полудрагоценных камней. В качестве вьючного транспорта часто использовали ослов и мулов. Их походное снаряжение — узда, мягкое седло, подпруга и яремная подушка для защиты шеи. Последняя, как правило, была из войлока, покрытого нарядной тканью с украшением в виде раковин каури. Древнейший вид транспорта — двух- или четырехколесная арба, везущая разного рода багаж: вьюки, мешки, футляры и переметные сумы — для каждого вида товара была определенная тара.
Следующая остановка — город или крупные поселения, главные пункты остановок каравана. А в городах — ярмарки и базары, не просто центры торговли, но центры общественной и культурной жизни. Здесь гости музея узнают, что за пределами Кавказа хорошо шли азербайджанские, армянские или дагестанские ковры, что Казань славилась кожаной узорной обувью, головными уборами с золотой вышивкой и ювелирными украшениями, выполненными в техники «бугорчатой» филиграни. В Южной Сибири особым спросом пользовались парча, шелк и хлопок, трубки и кисеты для табака, парадное конское убранство, чай, кораллы, раковины и перламутр для украшения различных изделий.
Великий шелковый путь способствовал развитию государственности и становлению элит разных стран. На выставке — импровизированный походный шатер бухарского эмира с коврами, одеждой и утварью. Сарупо — костюм сановника Бухарского эмирата — включал в себя головной убор, халат и обувь. Его шили из самых дорогих материалов — шелка и бархата. А украшенный золотом так называемый верхний халат принадлежал эмиру и надевался лишь по случаю коронации. Особое место на выставке занимают пояса. Долгое время этот атрибут одежды считался не просто частью костюма, на котором крепилось оружие — сабля или кинжал, а указывал социальный статус его владельца. Камарбанд и тагбанд — парадные пояса, богато украшенные позолотой или серебром.
Столик, сосуды для чая, самовар и шахматы
Праздничное убранство верблюда
Нарядное седло конного всадника
Колесо арбы
Бурятский мужской халат с изображениями драконов
В продолжение темы костюмов на выставке представлены и другие одеяния народов Центральной Евразии, в основе которых тюркский костюм. Такой костюм для обоих полов имел общую основу — рубаху, штаны, длиннополый халат или короткополый бешмет, пояс, головной убор и обувь. Безусловно, для повседневной жизни использовали ткани поскромнее. Но для праздничных выходов наряды шили из плотного красного шелка — кетени, кстати, собственного производства. Декор такого костюма — золотая вышивка или нашивные украшения — монеты, бляшки, раковины каури. Особенно красивы женские головные уборы тюркских народов: это и чалмы, которые носили узбеки, казахи и киргизы, и тяжелые шлемовидные уборы, которыми украшали головы чуваши и башкиры, и массивные меховые шапки хакасов и якутов.
Монгольский мир на выставке отражен бурятскими и калмыцкими костюмами. Богатый халат из узорчатого шелка с изображением пятипалого дракона, символа императорской власти в Китае, теперь просто указывал на высокий статус своего владельца — бурята. Астраханский же калмык носил бишмит по образцу кавказской черкески — короткополый и приталенный с узкими патронными карманами на груди. А вот женский калмыцкий наряд сохранил традиционные монгольские черты — безрукавку чегдык, которую надевали поверх халата.
Импорт восточных тканей через Кавказ обусловил появление такого элемента женского костюма, как покрывало для волос. Нормы кавказского этикета обязывали носить платки и шали в сочетании с большим количеством металлических украшений.
Традиционные костюмы, представленные на выставке, отражают не только материальную, но и духовную культуру народов Центральной Евразии. В древности главным мировоззрением традиционных восточных обществ был шаманизм. На выставке его олицетворяют атрибуты для камлания: бубен с колотушкой, различные подвески и амулеты. Позднее Шелковый путь принес буддизм в Южную и Восточную Сибирь, христианство на Кавказ, ислам в Среднюю Азию и Поволжье. Указы, подписанные рукой императрицы Елизаветы, а позже — Екатерины II, закрепили за буддизмом и исламом официальный статус этих конфессий и признание на территории России.
Благодарим Национальный музей Республики Башкортостан
за предоставленные материалы.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна