«Душа России»

Художественному музею им. А.Н. Радищева — 130 лет. Один из старейших музеев страны совсем не кажется древним старцем, напротив, молод душой и шагает в ногу со временем. В Саратове гордятся своим музеем по праву, он давно стал центром притяжения жителей города и туристов. Потому и получил диплом «Душа России» на Международном фестивале «Интермузей-2001», а два года спустя и вовсе взял Гран-при. В 2012 году Радищевский был выбран местом проведения встречи президента В.В. Путина с директорами ведущих российских музеев. А в 2013-м здесь запустили новый портал, да такой, что ему позавидуют не только региональные, но и многие столичные музеи…
Впервые свои двери для публики всех сословий Художественный музей имени А.Н. Радищева распахнул 29 июня 1885 года.
Старейший в России провинциальный музей — детище внука «писателя-бунтовщика» — художника-мариниста Алексея Петровича Боголюбова. В 1877 году живописец отправил письмо в местную Думу, в котором сообщал, что желает подарить Саратову свою коллекцию живописи и прочих редкостей, но с одним условием — открыть в городе музей имени его деда по материнской линии — Александра Николаевича Радищева. Так, с легкой руки Боголюбова провинциальный город на Волге, живший рыболовством и торговлей, не имевший никакого культурного досуга, к рубежу XIX–XX веков превратился в «столицу Поволжья».
Стоит отметить, что просьба назвать музей в честь опального автора «Путешествия из Петербурга в Москву», чьи книги находились под запретом, повергло местные власти в растерянность. Долго ждали разрешения из столицы. А Боголюбов продолжал настаивать. Причем не только на имени музея, но и на постройке для своей бесценной коллекции достойного здания, опять же за государственный счет. Наконец в 1883 году разрешение на строительство было получено, и, более того, император Александр III собственной рукой утвердил проект будущего музея и даже пожертвовал ему несколько полотен из своего собрания.
Строил здание музея столичный архитектор Иван Васильевич Штром, автор Александровской больницы в Санкт-Петербурге и собора Александра Невского в Париже. Внутренней отделкой помещений руководил лично Боголюбов, как и размещением своей коллекции, в которой, кроме авторских живописных полотен, были картины передвижников, искусство западных мастеров — от Средневековья до последних парижских новинок того времени, а также книги, рукописи, мебель и фарфор.
В первый же день открытия Радищевский музей посетило 2700 человек, а за первый год работы — 62 000 человек — более половины населения Саратова того времени. Люди выстраивались в очередь, чтобы попасть в храм искусств, а именно с подобным трепетом относились саратовцы к детищу своего земляка. Экспозиция музея постоянно пополнялась дарами таких собирателей, как П.М. Третьяков, А.П. Бахрушин, Д.А. Ровинский, А.Г. Рубинштейн.
Начинание Боголюбова стало примером для всей страны. Вслед за Саратовом музеи открываются в Харькове, Нижнем Новгороде, Пензе и других городах. И только через тридцать лет, в 1915 году, в Петербурге открыли Русский музей…
После революции музею им. А.Н. Радищева пришлось нелегко. В 1930 годы его, как и другие сокровищницы страны, безжалостно грабила власть, продавая на аукционах самые ценные произведения — Дюрера, Фрагонара, Беланже, бронзовые, серебряные и золотые изделия… То, что не ушло с молотка в Европе, возвращалось в Ленинград, да там порой и оставалось. Например, «Замок Пьерфон» кисти Камиля Коро вернулся из Эрмитажа в Саратов только в 1965 году…
В годы Великой Отечественной войны музей стал пристанищем для экспонатов, эвакуированных из музеев Киева и Минска. И, кстати, свою деятельность не прекращал. Организовывал передвижные выставки и уже зимой 1942-го вновь возобновил свою работу. В 1944 году небольшими выставками отметили 100-летние юбилеи Василия Поленова и Ильи Репина, а весной 1945-го встретили Победу и 60-летие музея.
В 1970-е годы в Радищевский музей
поступило еще несколько частных собраний. Свою коллекцию фарфора XVIII–XIX веков завещала врач Ольга Александровна Гордеева — около 500 предметов Мейсенского, Берлинского, Севрского, Венского, Петербургского (Императорского) заводов. Другая врач, Елена Павловна Разумова, передала коллекцию картин и этюдов Василия Поленова, Павла Корина и Михаила Нестерова. А русская живопись XIX–XX веков — это дар члена Академии медицинских наук Михаила Федоровича Глазунова. Вырос и сам музей. Кроме основного здания, у него есть несколько филиалов: дом-музей П.В. Кузнецова, музей-усадьба В.Э. Борисова-Мусатова, картинная галерея в Энгельсе, художественная галерея в Балаково и музей К.С. Петрова-Водкина в Хвалынске.
Сегодня Радищевский музей продолжает нести свою просветительскую функцию, как об этом мечтал и его основатель Алексей Петрович Боголюбов. Кроме выставок, организуются концерты, видеопрограммы и мастер-классы. Музей стал инициатором фестиваля современного искусства «АРТ-Саратов». Накануне 130-летия здесь откроется сразу несколько интересных экспозиций. Например, в Саратов прибыла выставка «Величие Российской империи». На ней о двух столетиях российской государственности рассказывают уникальные предметы из государственного музея-заповедника «Московский Кремль». Так, кортик, офицерский флаг и шпага повествуют о военных реформах Петра I, мебель и дорогая утварь — о строительстве новой столицы на Неве, требовавшей новых дворцов и, как следствие, красивых предметов интерьера. Репрезентативные сервизы Екатерины II изготавливались по ее требованию для отправки на места — такова была забота императрицы о едином стиле всего государства, начиная от построек классических зданий по красной линии и заканчивая столовыми наборами. Об Отечественной войне 1812 года говорят личные вещи Александра I и подаренные Наполеоном фарфоровые изделия заводов Севра и Даготи. Также большой раздел этой выставки посвящен развитию ордерного дела в России — в нем, кроме самих знаков отличия, и наградное оружие XIX века.
Историческую линию продолжает выставка «Западноевропейское искусство XVI–XIX веков из частного собрания». На ней традиционные итальянские Мадонны, герои античной мифологии, батальные сюжеты и уличные сценки. Большой удачей можно назвать подборку живописных произведений английской школы, очень редких для российских собраний. К таковым относится парадный портрет Луизы де Керуаль кисти Питера Лели, придворного художника короля Карла II. «Золотой век» фламандского искусства представлен династией ван Баленов — Хендриком и его сыном Яном. Главную часть коллекции составляют полотна XIX века — живопись второго рококо, реализма, салонного искусства и, конечно же, импрессионистов.
Из Московского музея современного искусства в Радищевский музей привезли коллекцию Нико Пиросмани. Грузинский художник-самоучка, рисовавший вывески и картины для тифлисских духанов, был открыт в 1912 году братьями Зданевич, поэтом Ильей и художником Кириллом. О жизни Нико Пиросманишвили до сих пор мало что известно, и он даже помышлять не мог о какой-либо славе. Живопись была его единственной любовью и единственным ремеслом. Работы грузинского самородка вдохновляли русских авангардистов Михаила Ларионова
, Наталью Гончарову, Илью Машкова, Петра Кончаловского, обращавшихся в ту пору к примитивизму и традиционной купеческой вывеске. Наивное искусство Пиросмани, однако, монументально и сродни архаичным иконам или фрескам.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна