Третий тур для самых выносливых

Количество зрителей интернет-трансляций XV Международного конкурса имени П.И. Чайковского приближается к семи миллионам. Его смотрят в 179 странах и 10 352 городах всех континентов. Доля российских зрителей составляет 31%, европейских — 21%, 26% из стран Северной и Южной Америки, Азии — 22%.
Поскольку конкурс Чайковского — событие мирового масштаба, то и освещается фестиваль максимально широко. Все выступления транслируются в режиме онлайн на сайте партнера конкурса — телеканала «Медичи-ТВ». Это одна из крупнейших телевизионных платформ, которая ведет прямые трансляции музыкальных событий мирового уровня и обладает внушительным каталогом концертов, опер и балетов. Теперь коллекция «Медичи-ТВ» пополнилась интернет-трансляциями конкурса Чайковского.
Тем временем один из главных мировых музыкальных конкурсов, приуроченный в этом году к 175-летию великого русского композитора, преодолел экватор. В Москве проходят прослушивания третьего тура пианистов и скрипачей, в Северной столице соревнуются в мастерстве виолончелисты и солисты.
Нововведение этого года — началу конкурса предшествовали «живые» предварительные прослушивания. Так что конкурсанты фактически преодолевают не три тура, а все пять. Новшество могло изматывающе повлиять даже на лучших конкурсантов: ставка делается на стабильность и выносливость. Пианист должен быть готов исполнять сегодня Моцарта, завтра Чайковского или Рахманинова, а послезавтра заменить кого-то, сыграв два концерта за день. Конкурс, по сути, трамплин для большой карьеры. Гастроли лауреатов рассчитаны на два концертных сезона в Европе, Азии, Америке. Выступления пройдут на лучших сценах России, Франции, Великобритании, Германии, Нидерландов, Финляндии, Италии, Португалии, США, Японии, Китая, Южной Кореи, Тайваня, ОАЭ и Бразилии.
«Мы много обсуждали будущие возможности для лауреатов конкурса Чайковского: в Карнеги-холле победителя ждут уже 24 октября, 26 и 28 октября запланированы концерты в Лондоне и Бирмингеме. Обязательно выступим с лауреатами на фестивале в Миккели и на фестивале Балтийского моря. Даты концертов в Пекине, Риме, Токио, Париже, Вене и Милане будут проанонсированы отдельно. Очень многие страны выразили готовность принимать победителей нашего конкурса. Это и есть самая главная награда для будущих победителей».
Сопредседатель оргкомитета конкурса, художественный руководитель — директор Мариинского театра Валерий Гергиев
Победителя выбирает не только жюри. Неофициальный приз — Премию критиков — вручат своему фавориту обозреватели московских СМИ, входящие в Ассоциацию музыкальных критиков. Как рассказала музыковед Юлия Бедерова, выбор экспертов может совпасть с мнением жюри. Но если мнения разойдутся, этот музыкант и станет альтернативным победителем конкурса Чайковского. Им может оказаться даже исполнитель, покинувший конкурс по решению жюри еще в первом туре.
Судьи по-прежнему невозмутимо хранят молчание о своих предпочтениях. А вот на кого ставят критики и кто в фаворитах у публики, уже ясно.

Люка Дебарг
Уже первое выступление 24-летнего конкурсанта произвело фурор. Его выход на сцену во втором туре сопровождался овацией.
Этот пианист сравнительно поздно сел за инструмент — в 11 лет. Профессиональным пианистом решил стать лишь в двадцатилетнем возрасте, оставив изучение литературы и искусства. Когда пришел играть на экзамене в консерватории Руэль-Мальмезона, в пригороде Парижа, его будущий преподаватель Рена Шерешевская, профессор Парижской высшей школы музыки им. Альфреда Корто, единственная поверила в уникальность Дебарга.
Годы учебы омрачила непростая семейная история: родители расстались, талантливый подросток был предоставлен сам себе. Трудностей добавляло и отсутствие собственного инструмента. В один момент Люка даже сказал: «Я устал, устал бегать в метро, давать частные уроки, искать по Парижу рояль, чтобы заниматься».
Смотреть выступление:Усилия не прошли даром. «В его игре множество особенностей, которые настолько поражают, что все остальное делается абсолютно несущественным», — поделился своим впечатлением директор школы имени Гнесиных Михаил Хохлов.
«Во Франции у меня немного друзей. Я рад такому теплому приему в России, — признался Люка. — На родине меня постоянно поправляли: не играй так громко. Здесь же я почувствовал полную свободу благодаря поддержке зрителей. Смог исполнить так, как вижу эту музыку». Концерт №1 для фортепиано с оркестром си-бемоль минор П.И. Чайковского в третьем туре конкурса звучал пять раз. Люка играл его особенно: когда делал паузу, казалось, зал не дышал.

Дмитрий Маслеев
Пианист-виртуоз из Улан-Удэ, выпускник Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, его называют «любимцем публики, романтиком-виртуозом с неординарными программами и неодномерными трактовками».
«Это живой и деликатный музыкант, он заворачивается в пышные складки виртуозного репертуара, как будто прячется, а не позирует. Что интригует публику заметно больше, чем яркая игра, поданная со сцены как выставочный образец, с которым приходится только смириться», — отмечает музыкальный обозреватель Юлия Бедерова.
Смотреть выступление:
«Выставочным образцом» критики признали исполненные Дмитрием во втором туре Сонату для фортепиано до мажор Й. Гайдна, Вариации на тему Корелли ре минор и транскрипцию С.В. Рахманинова «Скерцо» из музыки к пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь», которые поразили виртуозной легкостью.

Лукас Генюшас
«Я, конечно, болею за Лукаса. Он брат моей соведущей Лики Кремер. Я знаю его с самого детства», — поделился Владимир Молчанов. Ведущий снял цикл программ о тайнах закулисья Международного конкурса имени П.И. Чайковского.
Генюшас — пианист из музыкальной династии с вековой историей. Внук профессора Московской консерватории Веры Горностаевой во втором туре играл Концерт №20 для фортепиано с оркестром ре минор В.А. Моцарта: «Это был наш совместный выбор с моей бабушкой, с моим профессором, ныне уже покойной. Мы 1,5 года назад начали разговор о концерте Моцарта. И она хотела, чтобы я играл именно этот, она его сама играла».
Смотреть выступление:Программа Лукаса во всех трех турах была выверена и прекрасно исполнена. Он один из тех перспективных артистов, кого активно поддерживает и ведет по музыкальной жизни Московская филармония.
Стартом совместной работы с такими исполнителями зачастую становится программа «Филармонический дебют», представляющая юных артистов в Камерном зале, а также серии концертов «Молодые таланты» и «Звезды XXI века». Абонемент «Молодые таланты» не только дает возможность артистам-студентам выступить на ведущей академической сцене Москвы — в Концертном зале имени Чайковского, но и поработать в ансамбле с симфоническим оркестром. Например, в нынешнем сезоне во всех четырех концертах абонемента «Молодые таланты» в тандеме с молодежью выступает легендарный ГАСО имени Е.Ф. Светланова.

Даниил Харитонов
16-летний вундеркинд из Южно-Сахалинска стал самым молодым участником нынешнего конкурса Чайковского. Но у пианиста уже солидный послужной список: он играл с лучшими российскими оркестрами, в том числе симфоническим оркестром Мариинского театра, БСО им. Чайковского, Госоркестром Республики Татарстан, был победителем телевизионного конкурса «Щелкунчик».
Специалисты считают, что пианисту пока недостает опыта, а вот публику он сумел покорить «родниково чистой исполнительской интонацией».
Смотреть выступление:Вот так экспрессивно отреагировал на выступление Даниила Харитонова один из участников форума конкурса Чайковского после первого тура: «Нужно было дождаться выступления этого 16-летнего ребенка, чтобы услышать достойное исполнение «Аппассионаты», соответствующее и по стилю, и по духу!!! И, наконец, в Бахе услышать глубокий и «бархатный» звук на фоне всеобщего треска и выколачивания, а в виртуозных этюдах — музыку, представив их высокохудожественными произведениями, каковыми они, по сути, и являются! Запомните имя этого 16-летнего школьника!!! Сегодня мы были свидетелями рождения нового выдающегося Музыканта!!!!!»

Джордж Ли
19-летний американский пианист стал сенсацией конкурса, поразив аудиторию фортепианной техникой на грани человеческих возможностей. Исполненная музыкантом Соната №32 для фортепиано до минор Л. Бетховена стала настоящим художественным событием.
Пианист продемонстрировал великолепное владение инструментом, феноменальный полифонический слух, показал, что ему по силам с математической точностью выстроить музыкальную форму произведения. При этом его манера исполнения начисто лишена схоластики, порой присущей техническим виртуозам.
Смотреть выступление:«Сегодняшнее выступление в Большом зале консерватории
, — сказал пианист — незабываемый и драгоценный опыт для меня. Это потрясающий конкурс, и я очень надеюсь пробыть в нем дольше. Из исполненной музыки мне особенно близки Бетховен и Чайковский. В музыке Чайковского столько чувства, любви, благодати, и я очень старался донести сегодня до публики все, что я чувствую сердцем».
Во втором туре Ли на одном дыхании преодолел тяжелейший фортепианный марафон: Вариации на тему Корелли С.В. Рахманинова, Венгерская рапсодия №2 Ф. Листа и Вариации Ф. Шопена на тему дуэта Дон Жуана и Церлины.

Ким Пом Сори
25-летняя скрипачка, выпускница Сеульского национального университета, продолжает образование в Нью-Йорке.
Ее выступление во втором туре критики назвали кульминацией, а игру глубокой и темпераментной и удивились произошедшей метаморфозе. Ведь в первом туре Ким Пом Сори критиковали за «голую техничность» и «идеальную имитацию совершенной человеческой игры».
«Сколько чувств, размышлений, эмоций, очень вкусная игра, одно удовольствие было смотреть второй тур! Думаю, что еще увидим ее в финале», — отозвались поклонники на выступление скрипачки.
Смотреть выступление:Ким уже выступала в лучших залах Берлина, Вены, Хельсинки, Сеула и как опытный музыкант первую треть репетиции с оркестром проверяла акустику. Правильное место на сцене ей помог выбрать дирижер симфонического оркестра Московской филармонии Юрий Симонов.
«Я слышала, что акустика в этом зале очень хорошая, и это действительно оказалось так, — отметила Ким Пом Сори. — Интерпретация концертов Чайковского и Брамса у вашего оркестра восхитительная. Я открыла для себя новые моменты».

Гайк Казазян
Конкурс Чайковского для этого скрипача второй по счету. В 2002 году музыкант взял четвертую премию. Тогда же он стал солистом Московской филармонии, с 2008-го преподает в Московской консерватории. В 2010 году вышел его сольный альбом «Оперные фантазии».
Для второго тура скрипач выбрал Концерт Моцарта №3 для скрипки с оркестром соль мажор.
«Моцарт для меня — это в первую очередь свет и солнце. Эта музыка настолько наполняет твое существо, когда ее исполняешь»! — признался музыкант, добавив, что старался передать публике свое хорошее настроение — зал аплодировал стоя.
Смотреть выступление:Дойти до третьего тура Гайк Казазян не надеялся: «Какая-то ступенька, которую я перешагнул. И поднялся на следующую — в своей карьере, в своем развитии».
С каждым туром конкурс усложняется: в финале участники должны играть по два грандиозных концерта подряд, что под силу немногим. Поэтому среди судей даже появилось определение: скрипачи первого тура, второго и третьего тура, требующего особой выносливости.

Александр Бузлов
Виолончелист «своим «сухим» звуком просто «порвал» зал. Овации и крики «Браво!» вынудили организаторов объявить перерыв, дабы поутихли страсти», — прокомментировал игру музыканта один из участников соцсети.
Преподаватель Московской консерватории в конкурсе Чайковского участвует в третий раз. В 2002 году выбыл после второго тура, в 2007-м стал серебряным призером, в 2015-м — вновь в финале.
«Я очень рад, что мне удастся сыграть концерт Дворжака и вариации на тему рококо. Эти произведения я очень люблю и с нетерпением ждал свое выступление», — поделился виолончелист.
Исполнение Бузловым Сонаты для виолончели и фортепиано до мажор, соч. 65 Бриттена покорило публику и жюри продуманностью трактовки. Согласно условиям конкурса, участники второго тура играют один из виолончельных концертов Й. Гайдна с камерным оркестром. Это один из самых коварных этапов, требующих от музыкантов максимальной сосредоточенности.
Смотреть выступление:Во-первых, в исполнении этих концертов есть несколько сложностей: фактура Гайдна предельно конкретна, здесь трудно спрятать недостатки технической подготовки за эмоциями. Гайдн предполагает безупречное, почти филигранное владение инструментом. К тому же конкурсантам приходится выступать с оркестром, а времени для репетиций мало… Александр Бузлов блестяще справился с поставленной задачей, практически безупречно сыграв с Камерным оркестром Мариинского театра под управлением Алексея Богорада до-мажорный концерт, Hob. VII №2.

Пабло Феррандес
24-летний виолончелист из Испании учился в Высшей школе музыки королевы Софии.
В Мадриде Феррандес прошел русскую школу: «Профессор Наталья Шаховская учила меня семь лет. Я ей очень признателен. Это огромное вдохновение. Надеюсь, в моей игре есть немного русской души».
Он играет на великолепной виолончели Страдивари 1696 года. Не секрет, что некоторые участники покидали конкурс именно из-за того, что инструмент звучал не на должном уровне.
Смотреть выступление:
«Многие краски в моей музыке — заслуга инструмента, — признается Феррандес. — Я представлял этот момент много раз. И вот наконец это свершилось. Я в финале конкурса Чайковского».

Светлана Москаленко
Выступление выпускницы Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова
критики назвали самым заметным среди сольных выступлений, отметив идеально выстроенную драматургию, феноменальную артикуляцию, внимание к слову и музыкальность.
В 2014 году Москаленко завоевала третью премию и приз «За лучшее исполнение арии из русского репертуара» на V Международном конкурсе оперных артистов Галины Вишневской в Москве и вторую премию на Международном конкурсе Le Grand Prix de L’Opera в Бухаресте.
Смотреть выступление:В Михайловском театре
ее можно услышать в партиях Сюзанны («Свадьба Фигаро»), Царицы ночи («Волшебная флейта»), Оскара («Бал-маскарад»), Марфы («Царская невеста») и др. С концертами гастролировала в Китае и Японии.
Обладательницу колоратурного сопрано в финал выбрало жюри, в которое вошли 11 известных оперных певцов и менеджеров. Среди них и правнучка композитора Рихарда Вагнера Ева Вагнер-Паскье.
В финале Светлана Москаленко исполнит арию Шемаханской царицы из оперы «Золотой петушок» Н.А. Римского-Корсакова и куплеты Олимпии из оперы «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха.

Ариунбаатар Ганбаатар
«Интеллект и харизма этого артиста читаются с первой ноты», — отметило жюри III Международного конкурса вокалистов им. Муслима Магомаева в Москве в 2014 году, вручая Ганбаатару первую награду.
В 2011 году певец одержал победу на XXIV Международном конкурсе вокалистов им. М.И. Глинки в Москве, получив также приз «Лучший баритон конкурса» и специальный приз им. Павла Лисициана. В 2012 году стал обладателем премии «Лучший певец Монголии».
Смотреть выступление:С 2014 года Ганбаатар — солист Бурятского государственного академического театра оперы и балета в Улан-Удэ.
На конкурсе Чайковского баритон не оставил сомнений, что рожден для большой оперной сцены, исполнив во втором туре Пролог Тонио из оперы «Паяцы» Леонкавалло. Критики также назвали удачным его решение удивить жюри не только классическим репертуаром, но и исполнением на родном языке народной песни «Хулсан ташуур» и современной арии Лодон из оперы «Слезы Лами» Х. Билэгжаргала.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна