Кто колокол купит

Скифские колокольчики V века, корабельный колокол немецкого крейсера «Магдебург» времен Первой мировой войны и еще свыше 1200 редких экспонатов из России, Европы и Азии. В городе Валдае 5 июня открывается Колокольный центр.
Музей
переезжает в новый дом в год своего 20-летия. На реализацию проекта выделено 19 млн рублей. Двухэтажное здание бывшего училища в центре города было передано под уникальную коллекцию еще в 2003 году, но долгое время находилось на реставрации. Экспозиция же располагалась в небольшом строении ХVIII века — путевой дворцовой церкви Святой Великомученицы Екатерины. Храм был построен известным архитектором Львовым для императрицы Екатерины II. Ограниченные выставочные площади вмещали только часть уникальной коллекции.
Самые старые экспонаты музея датируются III веком до нашей эры, в их числе ритуальные колокола Бенина, Вьетнама, Китая, Индии. Европейская коллекция более поздняя — ХII–ХVIII веков. Один из сохранившихся колоколов начала ХII столетия привезен в новгородский Антониев монастырь его основателем из Рима. Так гласит предание.
Сотрудники валдайского музея считают, что по колоколам можно проследить всю историю России. Первое упоминание о колоколах на Руси обнаружены в Новгородской летописи 1066 года. Собственные «голоса» сначала отливались иностранными мастерами, а с ХVII века появился, а позже стал и единственным, особый русский способ звона «в языки».
Валдай впервые упоминается в летописях в 1495 году. По легенде, первым жителем был кузнец Валда. Валдайский тракт «кормил» мастеров по металлу. Стали отливать и свои колокола — сначала без надписей, из низкосортной меди. А с 1802 года уже гравируют — «Дар Валдая», «Кто колокол купит, тот счастлив будет» и девиз местных мастеров — «Не гонись за рублем, гонись за славой». Колокольный промысел становится настоящим искусством: «голоса» настраивают по камертонам, отливают по заказу — с изображением святых, отряжают мастеров-настройщиков для подъема на колокольни и установки. В России был даже введен специальный тариф на перевозку колоколов в 1/100 копейки с пуда.
Специально по случаю открытия Колокольного центра в Ярославской области, в городе Романове-Борисоглебске, отлит большой колокол с дарственной надписью как образец современного колокольного литья одного из заводов России, который продолжает традиции колокольного производства ярославских ремесленников ХVIII–ХIХ веков. Еще один подарок работы тех же мастеров — точная копия юбилейного колокола 1913 года, выполненного по заказу петербургского храма Феодоровской иконы Божией Матери
к 300-летию дома Романовых.
В четырех залах будут выставлены десятки особых сигнальных колоколов: дверные, корабельные, поддужные, театральные и пожарные, станционные и ветровые. Новый центр станет площадкой для исследовательской работы российских и зарубежных специалистов — кампанологов, изучающих колокола. Ведь в коллекции есть и единственные в своем роде экспонаты, к примеру, ботало, которое служило колокольчиком корове или лошади, сделанное из гильзы от снаряда в 1941 году.
Новый Колокольный центр привлекает внимание даже до официального открытия — у входа в здание из земли проглядывает голова колокола. Предназначалась она самому большому из колоколов Софийской звонницы — «Праздничному», отлитому еще в XVII веке. Звонил этот исполин весом более 20 тонн лишь по большим праздникам. В годы Великой Отечественной войны он сильно пострадал и теперь стал своеобразным символом нового Центра, в котором что ни колокол, то своя история.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна