Константин Бронзит: «Осеняет тех, кто думает»

Аниматор, сценарист, режиссер анимационных фильмов и актер озвучивания Константин Бронзит рассказал о своих фильмах, наградах и российской анимации.
— В Питере за последние годы появились сразу две крупнейшие анимационные студии. Неужели начинают сбываться прогнозы, что скоро этот город станет центром российской мультипликации?
— А разве еще не стал? Странно… Шучу, конечно. На самом деле никто из питерских аниматоров, насколько мне известно, никогда об этом не думал. Если это случится (не знаю, кто и как это определит), то я порадуюсь за наш город, но ровно одну секунду, так как, погрузившись в текущую работу, тут же просто забуду об этом.
— Ощущаешь ли ты себя самым именитым питерским мультипликатором?
— Теперь, когда ты спросил, да!
— Чем тебя привлекла анимация?
— Да, я прекрасно помню этот момент. Я учился в пятом классе художественной школы им. Иогансона на Васильевском острове
, и рядом со школой, в ДК Кирова, находился кинотеатр от Госфильмофонда
, где регулярно показывали трофейные, классические фильмы, Чаплина
, а также сборники американской довоенной мультипликации — «Том и Джерри», Микки-Мауса и т. п. И я как-то с приятелями убежал с уроков на такой сборник мультфильмов. Тут-то все и началось. Я увидел магию рисованного кино — зал покатывался со смеху, и я тоже. Но при этом я успевал оценивать все это со стороны, понимая, что за движущимися картинками на экране стоят люди, которые все это придумали и нарисовали. А все мы, сидящие в зале, с удовольствием попали под их влияние. Все началось с простой зависти этим неведомым мне авторам. Я понял, что хочу делать так же! Чтобы зал, в котором сидят сотни людей, смеялся бы над тем, что я придумал. С тех пор в кинозале меня можно было увидеть чаще, чем на уроках. Но, конечно, одной завистью дело не ограничилось. Уже тогда я начал рисовать свои первые «мультфильмы». Кстати, позднее на Высших режиссерских курсах в Москве основы режиссуры нам преподавал великий Федор Савельевич Хитрук
, и от него я тогда с удовольствием услышал, что с ним в его далекой молодости произошла почти такая же история. Он тоже однажды на Московском кинофестивале увидел несколько фильмов Уолта Диснея и влюбился в них без оглядки и навсегда.
«Кот и лиса». Режиссер-постановщик, сценарист, художник-постановщик Константин Бронзит
— С первых же фильмов ты зарекомендовал себя как мастер комического трюка, гэга, репризы. Тяга к смешному — это твоя природа?
— Если акцентироваться в твоем вопросе на слове «мастер»… возможно, да, я мастер, но это лишь вопрос хорошего знания профессии, ремесла. И мне повезло — у меня были замечательные педагоги, и я очень хотел у них чему-то научиться! А почему именно смешное? Кто знает! Если бы тогда в ДК Кирова меня впечатлило, как весь зал рыдает над какой-нибудь драмой, и я рыдал бы вместе со всеми, не исключаю, что сегодня зрители вынуждены были бы приходить на мои фильмы с запасом носовых платков. Я никогда не думал об этом. Но подозреваю, что у всех, у кого есть тяга к веселому и смешному, это выливается из их характера. А характер дается человеку природой. Получается, что в твоем вопросе уже был заложен ответ.
— Тогда можно заглянуть в твою «кухню»? Как ты придумываешь смешное кино? Сидя за столом? Перед зеркалом? В машине? В общении с кем-то?
— Для меня это действительно вопрос «кухни». Может, у кого-то смешное и рождается само собой, а я тугодум. Мне нужно буквально сидеть, вернее, лежать, так как свободное время для этого есть только ночью, и все придумывать из головы. И процесс этот довольно мучителен и вовсе не весел. Но, как правильно мне однажды сказал киновед и продюсер Толя Прохоров, осеняет тех, кто думает. Иногда, конечно, что-то смешное появляется при совместном обсуждении проекта с друзьями и коллегами. Они обязательно что-то подскажут, «довинтят», но все равно это происходит, когда общая смешная канва уже придумана.
— Почти все твои последние фильмы имеют десятки призов. Что эти награды значат для тебя?
— Козьма Прутков когда-то сказал: «Поощрение столь же необходимо художнику, как канифоль смычку виртуоза». Любая награда приятна. Это признание коллег, соратников по цеху. Любая, пусть даже маленькая, победа говорит вам не о том, что вы лучше других, а том, что ваша работа является для вас самих определенной творческой удачей. И один из способов это вам сказать и есть раздача призов. Профессионалы в любой области сами придумывают себе награды и потом раздают их друг дружке. Это нормально.
«На краю земли». Режиссер, сценарист, художник, аниматор Константин Бронзит
— Мультфильм «На краю земли» очень популярен не только в профессиональном сообществе, но и в народе. Его переписывают друг у друга, скачивают в Интернете, он давно живет своей жизнью. Ты не ощущаешь себя отцом сбежавшего из дома ребенка?
— Нет, не ощущаю. Это даже приятно. Тот редкий случай, когда ребенок «сбежал», но он всегда со мной.
— «Алеша Попович и Тугарин Змей»
стал одним из первых успешных полнометражных мультфильмов в стране. Его полюбили зрители и раскритиковали мэтры. Что этот фильм принес лично тебе?
— Это, пожалуй, самый сложный вопрос. Ты прав: масса детей, и даже множество взрослых, полюбили этот фильм. И этот факт радует меня, несмотря ни на что. Когда я говорю «несмотря ни на что», я как раз имею в виду, что мои коллеги и мои учителя, наоборот, критиковали его. Прежде всего критиковали сценарий. И в основном я согласен с тем, что они говорили. Почему так получилось? Не было достаточно времени и опыта, а может, даже и умения делать подобные вещи. Не хочется произносить банальное «На ошибках учатся», так как производство таких мультфильмов — удовольствие дорогое, и лучше бы не ошибаться…
Что он мне принес? Хм, снисходительные взгляды коллег и восхищенные глаза детей (в том случае, когда они узнают, что я режиссер этого фильма). В общем, жить стало интересней!
— В своих фильмах ты автор, режиссер, художник, иногда и роли озвучиваешь. Не доверяешь другим? Или это от безвыходности?
— И то и другое, но, правда, только отчасти. Дело в том, что ты сам как никто другой чувствуешь, какой материал «твой», а какой нет. И я был бы не против работать с чужим сценарием, только бы он лег мне на душу. Но такого, увы, пока не случалось. Хотя однажды мой друг Дима Высоцкий подарил мне идею моего последнего фильма «Уборная история — любовная история». Идея мне запала, и, промучившись с нею некоторое время, я «родил» сценарий. И в самой работе над фильмом происходит примерно то же самое, только ты сам как автор в состоянии ощутить «вибрацию» или «дыхание» фильма, где и чего ему не хватает. Я сказал «возможно», потому что сам не всегда уверен в своих ощущениях. И тогда проще напрягать именно себя, а не кого-то другого, требуя от него сам не зная чего. А когда делаешь что-то сам, процесс полностью контролируется каждую секунду. Думаю, дело именно в этом. <…>
— У тебя растут две дочери. Много ли времени им уделяешь? Какой ты отец?
— Правильнее спросить это у них. Но, как мне кажется, я добрый. С удовольствием катаю их на своей шее в прямом и переносном смысле, пока не устану (устаю, правда, быстро). Играю с ними в эксклюзивные игры, в которые с ними никто больше не играет (и они это понимают) — те же скачки на шее, догонялки с оглушительным визгом, прятки. Затем важно вовремя включить им мультфильмы и успеть доползти до дивана, чтобы перевести дух. А на самом деле времени, конечно, следовало бы уделять больше, понимаю…
«Правдивая история трех поросят». Режиссер Константин Бронзит
— Есть фильм-мечта?
— Нет. И слава богу! Иначе иссох, извел бы себя и окружающих своим нытьем по этой мечте. В этом смысле всегда не мог понять актеров кино или театра, всю жизнь сохнущих по роли Гамлета
. Что за зависимость от персонажа?! Это не может не мешать играть роли, которые дают сегодня. Я не могу представить себе, как я делал бы какой-нибудь фильм, при этом мечтая о другом. Каждый новый фильм и есть новая мечта, ей и служишь и отдаешься без остатка! Извините за пафос.
Сергей Капков, автор «Энциклопедии отечественной мультипликации»
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна