Войти Версия для слабовидящих
Выбор дат Очистить фильтр

Рисунки из блокнота

В московской галерее «Роза Азора» открылась выставка Александра Лабаса. Теперь в небольшом помещении одной из старейших галерей столицы показывают совсем другого Лабаса. Уютного и домашнего, ведь в экспозиции - творческая кухня мастера: этюдные зарисовки, беглые наброски, которые художник делал в разные периоды своей жизни.

Имя художника, в советское время преданное забвению, стало за последние несколько лет известно широкому зрителю благодаря усилиям Ольги Бескиной-Лабас, племянницы живописца, организовавший большие экспозиции в Третьяковской галерее, Русском музее и ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Выставку назвали «Неформат», поскольку все представленные рисунки небольшого размера – с ладонь. Хотя некоторые из них вполне законченные работы. Художник никогда не расставался с блокнотом и карманным набором красок. Он делал зарисовки даже в 1941 году, во время ночных дежурств на крыше, где вместе с художником Петром Митуричем гасил зажигательные бомбы, спасая от пожара родной дом.
Как рассказала «Культуре.рф» Ольга Бескина-Лабас, идея выставки родилась спонтанно: «Иногда к созданию экспозиции очень долго готовишься, годами, а иногда идея возникает за одну минуту. Люба Шакс (куратор галереи. – Прим. ред.) пришла ко мне в мастерскую, увидела несколько композиций с этюдами и сказала: «Давайте сделаем выставку». Я сразу согласилась. А потом, к нашему счастью, Георгий Франгулян согласился сделать экспозицию. Потому что когда один большой художник соприкасается с другим большим художником, это замечательно. Бывают выставки очень сложные, но все равно радостные и счастливые, а бывает, как вот эта, очень легкая, очень праздничная, немного домашняя, и мне радостно оттого, что наконец и этот материал дождался своего часа. И я счастлива, что выставка проходит в такой галерее, где всегда очень достойная подача материала, прием гостей, к тому же, не обладая большим пространством, «Роза Азора» всегда держит высокую планку и не показывает какой-то ерунды».

Скульптор Георгий Франгулян, на счету которого не один выставочный проект, чувствует пространство, как никто другой. Он разместил эти небольшие картинки за стеклянными лентами и на стенах: «У него во всех вещах присутствует воздух. Воздух и движение – это его кредо. Еще прозрачность. Поэтому я и сделал выставку прозрачной. А движение, которое задают эти стеклянные ленты, – это его автомобили несущиеся, это его самолеты летящие. Это его идея, которую я просто взял и в ином виде выразил. Это то, что он потом не мог сделать, а мы сделали. То есть он всегда где-то в голове держал это движение. И вот эти «открыточки», которые на самом деле очень трудно выставить в таком количестве. Поэтому я и создал такое движение, чтобы эти листы просто висели в воздухе. Замысел на самом деле лежал на поверхности. То есть когда меня пригласили, я еще по дороге в галерею ехал и понимал, что я сделаю».

Действительно, и в живописи, и в этюдах Лабаса всегда много воздуха, что вполне соответствовало мироощущению художника: «Талант подобен порывам свежего ветра, он то искрится, как река в утренних лучах солнца, а то затихает на мгновение в таинственной глубине незримого колодца, в тайниках беспокойного сердца. Вы чувствуете перебои в биении пульса, как затишье перед бурей», – писал он в своих дневниках.

Ученик корифеев «Бубнового валета» Ильи Машкова и Петра Кончаловского, а еще Малевича и Кандинского, один из ярких представителей «Общества станковистов», обвиненный в формализме, чудом избежавший ареста в 1937 году, Александр Лабас не был сломлен и продолжал рисовать так, как видел.

Карьеристы, бездарные художники и искусствоведы специально придумали ярлык «формализм», чтобы приклеить его Фаворскому, Петрову-Водкину, Кузнецову, Фальку и более молодым художникам, в том числе и мне. Что этих карьеристов малоталантливых интересовало, первое – деньги, ну и слава, которую они искусственно создавали своими высокими постами, – все, кроме настоящего искусства... Бездарные художники торжествуют, если им удается взять за горло одаренных людей. Далеко не все мои товарищи обладали большой волей, которая иногда требует громадных жертв. Многие оставляли лазейку и шли на компромисс с собственной совестью, чего я не мог никогда, и потому мне приходилось в жизни особенно трудно. Но я об этом не жалею. Я не мог иначе. Я все же каким-то чудом делал свое дело.

Из дневников Александра Лабаса


«Неформат» Александра Лабаса в галерее «Роза Азора»

Он, конечно же, был невыездным, а ведь путешествия для художника, обожавшего прогресс и движение, рисовавшего дирижабли, самолеты и метро, были очень важны. Представленные на выставке этюды – это Москва и Подмосковье, Ташкент, где он жил в эвакуации Коктебель, куда Александр Лабас ездил несколько лет подряд в 1950-е годы, Ялта 1970-х, обожаемая Рига и пляжи Юрмалы, аэропорт Внуково, портреты любимой жены и небольшие натюрморты. И всегда наготове был блокнот, чтобы запечатлеть эту жизнь в динамике и никак по-другому. Заданное Георгием Франгуляном движение, разбросанные под стеклом небольшие «открытки» сопровождаются цитатами из воспоминаний художника. Других подписей нет. Зритель и сам определит, что перед ним: побережье Балтийского или Черного моря, Москва или Рига. Здесь важно другое – то светлое настроение и легкость исполнения, которые как нельзя кстати подходят и этой весенней экспозиции, и погоде за окном.

Выставка на Никитском бульваре 14, открыта до 12 мая.
Самый известный русский импрессионист

Константин Коровин

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

В Государственном музее Пушкина на Пречистенке развернута выставка «А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». К 180-летию публикации».

Подробнее

Концерт завершает Год Сергея Прокофьева в России.

Подробнее

Праздник интеллектуальной литературы подводит книжные итоги года.

Подробнее

Увидеть старинные механические куклы, узнать различия крестьянских лаптей, услышать сонеты Шекспира…

Подробнее

Изучим афишу последнего месяца 2016 года.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть