Воображаемые артефакты

Несколько экспозиций одновременно открылись в центральном Манеже в рамках IX Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии 2015».
Традиционно одно большое пространство поделено между авторами из разных стран. В этом году соседями стали испанцы, французы и русские. Каждый фотограф по-своему интерпретирует тему этого года «Между реальным и воображаемым», но в качестве отправной точки почти все выбрали различные формы классического искусства.
Так, выставка «Внутренний пейзаж» Рикардо Лопеса Буэно — это серия мужских и женских портретов, в которых главное, по мнению автора, глаза. Действительно, жанр классического поясного портрета, заставляет сконцентрироваться на лице изображаемого. Как и почему фотограф выбрал именно этих людей для съемки, зритель не знает. Из подписей под работами только названия профессий — учитель музыки, актриса, адвокат, дирижер, химик, директор банка, официант, — которые отнюдь не добавляют понимания. Смотреть нужно только в глаза. «Это такая игра, — говорит Рикардо Лопес Буэно. — Перед вами обычные люди, которых можно встретить на улице. Но взгляд выражает их внутреннюю суть». Всех своих персонажей Буэно снимает в студии в течение нескольких часов, пока не возникнет контакт между фотографом и моделью. Мастеру важно, чтобы человек преодолел скованность перед камерой и внутренне раскрылся. Тогда вся его жизнь и судьба отражаются во взгляде, расшифровать который и есть задача зрителя.
Другой испанский проект называется «Море — камень». На нем представлены серии снимков Изабель Муньос, которая, путешествуя по Андалусии, Египту, Турции и Риму, создала собственную коллекцию артефактов. На фотографиях скульптур, помнящих расцвет и закат великих цивилизаций, возникают новые фрагментарные образы и ракурсы, которые смог уловить глаз опытного фотохудожника. А в телах восточных танцовщиц и турецких борцов благодаря игре светотени проявляется иная телесная чувственность.
Француз Мишель Платник тоже апеллирует к чужому искусству. Его серия «После» — диалог с живописью художника Фрэнсиса Бэкона. Фотохудожник дробит известные картины британца на части, буквально разбирая их на детали, чтобы после воссоединить посредством фото и видео. Он строит в мастерской декорации, в которых размещает живых людей — героев полотен Бэкона, чьи тела и лица расписывает в характерной для живописца манере. Получившийся диалог фотографа с уже признанным классиком Бэконом, впрочем, не копирует, а, скорее, дополняет известные полотна и заставляет взглянуть на них по-новому.
Обращается к классике и Бруно Авейан, не столько живописной, сколько литературной. В его проекте «Церемонии изоляции» тема любви и смерти превращается в странные, порой дымчатые или размытые образы. Явленные из небытия любовницы-призраки, будто вырванная с чужого полотна мясная туша или зависшая в воздухе фата невесты, напоминают полотна Снайдерса или Шагала — вечную историю человечества, в которой любовь не победит смерть, но станет бессмертной.
Следуя традициям и названию биеннале, несколько проектов в Манеже посвящены фэшн-индустрии. Например, «Крупный план: Неделя моды» — хроника Mercedes-Benz Fashion Week Russia. Популярный ныне жанр backstage сродни подглядыванию в замочную скважину, а все дело в желании фотографов Адама Катца Синдинга, Крейга Аренда, Диего Зуко и Максима Гагарина открыть обратную сторону глянцевых показов. Хотя любому понятно, что дефиле — это итог трудоемкой и кропотливой работы в жесткой индустрии моды.
Выставки в ЦВЗ «Манеж» работают до 2 апреля.
12 марта в Мультимедиа Арт Музее 
на Остоженке откроется очередная экспозиция в рамках биеннале «Феликс и Поль Надары. Традиция и каприз». Феликс Надар — легенда французской фотографии. В его студии на бульваре Капуцинов бывали представители парижской богемы, знаменитые ученые, политические деятели и даже императоры. Его моделями становились Сара Бернар, Жорж Санд, Клод Моне, Шарль Бодлер, Гюстав Доре, Александр III. Портреты мастера стали шедеврами фотоискусства XIX столетия.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна