Войти Версия для слабовидящих
Выбор дат Очистить фильтр

«Одет, раздет и вновь одет?»

В Государственном музее А.С. Пушкина на Пречистенке проходит выставка, посвященная моде первой трети XIX века.
Двести лет назад этикет и распорядок дня светского общества были строго регламентированы. В пушкинские времена существовал особый кодекс, в котором понятия «утро», «день» и «вечер» отличались от современных. В течение дня туалеты менялись по нескольку раз – такова была даже не мода, а стиль жизни. Эти правила нашли отражение в литературе XIX столетия, неважно – русской, французской или английской.

Как наряжались в гости, театр, на светский раут или бал, какого кроя и цвета были платья времен войны с Наполеоном и в чем щеголяли современники Александра Сергеевича Пушкина порталу «Культура.рф» рассказала старший научный сотрудник музея Евгения Александровна Раппопорт.

В тени елизаветинских боскетов
Гуляют пушкинских красавиц внучки,
Все в скромных канотье, в тугих корсетах,
И держат зонтик сморщенные ручки.

Начала рассказ Евгения Александровна с цитаты Анны Ахматовой. «Костюм – это всегда время, – продолжает она, – эти строки изумительно подходят к этой выставке. Правда, здесь корсетов нет, в эпоху, о которой идет речь, их не носили. В конце XVIII века появляется мода на античность: линия талии поднимается высоко под грудь, а сами платья напоминают античные туники. Они легкие и прозрачные, всегда светлых пастельных тонов. Ампирная мода, как писали, «суть скульптуры мраморные белые вдоль берегов Эгейского моря и Тибра», то есть Рим и Греция.
Понимаете, в дворянской среде был свой уклад жизни. Было утро, день, выход к чаю, к обеду. Был большой обед, где собирались соседи и друзья, и был вечерний чай. Например, вот этот наряд с соломенной шляпкой, скорее всего, утреннее платье к завтраку, к утреннему чаю, а потом надевалась шляпка, и выходили гулять в сад.

Дезабилье – это утреннее платье, но в нем не выходили. Если мужчины ходили в халатах поверх белой рубашки и брюк и в этом виде могли даже кого-то принимать, то женщина в дезабилье никого не принимала. Это было очень простое платье, без лишних деталей декора.

Манекены ждут своей очереди для расстановки в экспозиции.

Как видите, на многих манекенах поверх платья накинуты шали, которые появились в Европе не после Египетских походов Бонапарта, как думают многие, а намного раньше. Их привозили из Ост-Индии, где находились колонии Англии. Эти шали привозили в Европу еще в 1760-е годы. В России они появились позже – в эпоху ампира. Они не всегда были шерстяными или кашемировыми. На выставке представлена сатиновая шаль с изумительным рисунком-вышивкой ручной работы. Кроме того, шаль была деталью парадного женского портрета. Такие портреты, кстати, есть в постоянной экспозиции музея».

В экспозиции каждый костюм – это ручная работа, ведь швейных машин тогда еще не было. Первая машинка «Зингер» появится только в 1853 году. Слушать Евгению Александровну – одно удовольствие, от нее можно узнать, как отличить шляпку «капор» от «кибитки» и что пышный рукав, сужающийся к кисти, называли «бычий окорок», прически эпохи ампир украшались колосками пшеницы, а популярный во Франции тюрбан в российском дворянском быту не прижился – по-прежнему предпочитали чепцы.

«Считается, что в Россию моду на тюрбан привезла писательница Жермен де Сталь, которая приехала в красном тюрбане, ее называли «красной султаншей», – рассказывает Евгения Раппопорт. – Тюрбан – это головной убор для бала, для посещения спектаклей и каких-либо приемов. Правда, к 1820-м годам он трансформировался в широкий берет с перьями. Именно в таком головном уборе мы видим графиню Елизавету Воронцову на портрете Джорджа Хейтера 1832 года».

Евгения Раппопорт


«Портрет Луизы Жермен де Сталь». В. Боровиковский. 1812. ГТГ

Кстати, портрет мадам де Сталь кисти В.Л. Боровиковского, но только в белом тюрбане, представлен в Третьяковской галерее, а портреты княгини Зинаиды Волконской в тюрбане или с незабудками и пшеничными колосьями в прическе можно увидеть в постоянной экспозиции музея А.С. Пушкина.

Есть на выставке и манекен-невеста с традиционным для эпохи ампир флердоранжем (цветами для фаты), и плащи-накидки, плащ альмавива с пелериной, коротенькие жакеты-спенсеры, а еще веера, перчатки, ридикюли, бальные туфельки. Экспозиция занимает несколько залов, и здесь представлена не только одежда, но и созданы импровизированные детская, столовая, кабинет хозяина с мебелью, предметами интерьера и бытовыми аксессуарами. А в качестве живописной иллюстрации – портретная галерея современников Александра Сергеевича Пушкина. Вот кавалеры и дамы в нарядах и головных уборах, которые сегодня «носят» только манекены.

Война с Наполеоном всколыхнула патриотические чувства в российском обществе. И на балах стали появляться дамы в нарядах с элементами русского национального костюма – это мог быть небольшой кокошник или платье а-ля сарафан.

Манекен «Невеста» с традиционным флердоранжем.

«Появляется так называемое русское придворное платье. Эта традиция сохранится надолго. На знаменитом балу 1903 года, посвященном 300-летию дома Романовых, все гости были наряжены в костюмы первых русских князей и княжон, в дорогих кокошниках. В моде стало появляться при дворе в платьях, стилизованных под народный костюм».

Евгения Раппопорт


В экспозиции более 50 платьев из коллекции Александра Васильева и более 500 аксессуаров из собраний Государственного исторического музея и Государственного музея А.С. Пушкина.

Все платья из личного собрания Александра Васильева – подлинные. Восхищает не только их красота, но и степень сохранности. Белоснежный батист выглядит как новый, и ни намека на желтизну столетий, а соломенные шляпки будто бы только что привезены из магазина. Как рассказал «Культуре.рф» Александр Васильев, в его собрании более 50 тысяч наименований, и хранятся предметы по всем музейным правилам – в специальных ящиках и при специальной температуре. А приобретал он их на серьезных аукционах, так что в подлинности сомневаться не приходится.

Выставка по адресу: Пречистенка, 12/2, будет открыта до 10 мая.
Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

Концерт завершает Год Сергея Прокофьева в России.

Подробнее

Праздник интеллектуальной литературы подводит книжные итоги года.

Подробнее

Увидеть старинные механические куклы, узнать различия крестьянских лаптей, услышать сонеты Шекспира…

Подробнее

Изучим афишу последнего месяца 2016 года.

Подробнее

Выставка Альбины Акритас в Салониках.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть