«Воображаемая реальность»

Так называется выставка бурятского художника Зорикто Доржиева, которая проходит в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу.
Сегодня, в век глобализации и масскульта, не часто встретишь живописца, творчество которого обращено к традициям своего народа. Картины Зорикто Доржиева проникнуты любовью к родной культуре и вместе с тем очень современны. Художник как будто нашел тонкий баланс между Европой и Азией, академической живописной традицией и восточной ориенталистикой. Он скрупулезно прописывает каждую деталь национальных костюмов своих героев, воспевая степные просторы, азиатскую красоту бурятских женщин и мужество кочевников. Таковы его «Почтальон» (2006), «Дозор» (2006) и «Соколиная охота» (2009).
На картине «Созерцатель» (2005) изображен сидящий спиной к зрителю кочевник, застывший в глубокой медитации. Зритель не видит его лица, но чувствует и умиротворение и задумчивость персонажа. Это один из главных героев Доржиева: «Кочевник для меня — созерцатель… Это художник, поэт, философ. Как правило, он одинок», — объясняет автор.
Вероятнее всего, это — альтер эго самого Зорикто Доржиева, хотя на выставке есть и картина «Художник», изображающая бурятского юношу с баллончиком для граффити и в национальном костюме. Это не автопортрет, а скорее ироничный портрет современной молодежи.
Надо сказать, почти всех своих героев, облаченных в причудливые для нашего взора одежды, Зорикто пишет с легкой иронией, причем по отношению не столько к героям, сколько к самому себе и зрителю. Этот диалог художник строит на знании всеобщей истории искусств. Так, на полотне «Вечер» (2006) мы видим полуобнаженную красавицу бурятку с зеркальцем в руке.
Известный мотив «Обнаженной перед зеркалом» у Зорикто Доржиева проникнут совершенно другой интонацией. Здесь больше восточного, нежели европейского. Его красавица строга и некокетлива, она задумчива и полна достоинства.
Есть на выставке и прямые отсылки к полотнам известных живописцев. Например, «Девушка с коралловой сережкой» (2005) — бурятская красавица в тюрбане и с красной серьгой, своеобразный поклон Яну Вермееру от художника из Бурятии. А рядом — «Джоконда-хатун» (2007). Название говорит само за себя. Есть у Зорикто и своя «Девочка с персиками» (2014). Надо понимать, что это не пародии и не издевательство над великими мастерами прошлого. Скорее всего, это шутливая попытка вписать собственный народ в мировую историю живописи. Потому и выставка называется «Воображаемая реальность».
Зорикто Доржиеву 38 лет, однако в его биографии уже несколько персональных выставок, в том числе за рубежом, и опыт работы в кинематографе: он был художником по костюмам фильма Сергея Бодрова «Монгол» и картины «Небесные жены луговых мари» Алексея Федорченко. В последней Зорикто отвечал еще и за декорации.
В
экспозиции на Крымском Валу
— около 80 работ: живопись, графика и скульптура. Выставка открыта до 1 марта.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна