Войти Версия для слабовидящих
Выбор дат Очистить фильтр

Троица у кряшен

Готовь сани летом, а к фольклорной экспедиции готовься зимой. Как в Татарстане православные кряшены отмечают Троицу, этнографы и все желающие обсудят на семинаре в Петербурге, в Российском институте истории искусств, 26 января.
В программе — просмотр фотографий и видеоматериалов, снятых в селе Ильтень-Бута Альметьевского района Республики Татарстан. Старший научный сотрудник Наиля Альмеева более 30 лет изучает фольклор кряшен, делает записи, исследует особенности местных традиций. Не раз приезжала в село на Троицу. В Ильтень-Буте, как и раньше, всем миром отмечают праздники, поют и танцуют, водят хороводы. Большинство сельчан не в народных костюмах, просто в нарядной одежде, но от этого действие становится даже более живым, не постановочным. Сохранением традиций занимается ансамбль «Илтэнем», созданный в 1982 году.

Тетрадки с текстами песен, которые исполняли еще прапрапрабабушки, — основа репертуара. Кряшены вызывают непреходящий интерес этнографов, затрудняющихся отнести их к той или иной народности. Самое распространенное мнение: кряшены — крещеные татары. «Язык у нас татарский, а Бог — русский». Но есть мнение, что этнос существовал и до присоединения Казанского ханства к России, еще со времен Волжской Булгарии. Сегодня кряшенами называют себя около 35 тысяч человек, большинство проживают в Татарстане. Исповедуют православие, хотя кряшенская вера далека от догматов, это некий сплав с элементами язычества, шаманизма, а в некоторых регионах — даже ислама.

Многие обряды кряшен связаны с лесом, рекой, землей и нацелены на будущий урожай. Летними вечерами устраивали хороводные игры, исполняли протяжные напевы, насыщенные огромной звуковой энергией. Число исполнителей в праздничные дни достигало 300 человек, а звук хорового пения был слышен на километры вокруг. Наиля Альмеева рассказывает, что пожилые люди вспоминают то время как лучшее в своей жизни.

Троица, Тройча, в сознании кряшен соединилась с днем почитания березы — Каен бэйрэме. Дерево становится центральным объектом праздника. В лесу исполняют старинный троицкий напев, буквально молитву с крестным знамением и поклонами. С особыми песнями березы везут на телеге в село. Обычно в роли лесорубов выступают молодые мужчины, которые хотят жениться. Считается, кто рубит березу на Троицу, вступит в брак в ближайший год. В Ильтень-Буте на улицу выходят все жители, в руках держат березовые ветки, ими принято хлестать друг друга, чтобы привлечь благополучие. Вокруг украшенных лентами и платками деревьев водят хороводы, исполняют короткие напевы, больше всего похожие на русские частушки. Как замечает Наиля Альмеева: «Празднование идет от души, очень радостно и энергично».

Лекция «Празднование Троицы у кряшен» состоится в Белом зале Российского института истории искусств 26 января в 15:00. Приглашаются фольклористы, этномузыкологи, этнографы и все желающие принять участие в дискуссии.
Адрес института: Санкт-Петербург, Исаакиевская площадь, 5.
Прямая трансляция 24 февраля, в 19:00. Концертный зал имени П. И. Чайковского

Оркестр Московской филармонии, Юрий Симонов, Александр Романовский

23 февраля вышло масштабное обновление проекта.

Подробнее

Приглашаем посетить интересные мероприятия Санкт-Петербурга на выходных.

Подробнее

Предлагаем посетить культурные мероприятия региона в марте.

Подробнее

Самые интересные культурные мероприятия Москвы на праздничных выходных.

Подробнее

Показы на сценах и в кинозалах, образовательные программы — и лучшие постановки прошлого сезона.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть