Самые интересные выставки сентября

Древние фрески из затопленного монастыря в Калязине, фотографии «старой» Москвы начала XX века Наума Грановского, а также впервые в России — произведения современного китайского художника Чжана Хуаня. «Культура.РФ» рассказывает о самых интересных экспозициях сентября в Москве и Санкт-Петербурге.

Москва: выставка «Шедевры из Казани. От Рериха до Кандинского. К 100-летию Республики Татарстан»

19.08.2020 — 01.11.2020
Выставку в Новой Третьяковке
посвятили 100-летнему юбилею со дня образования Республики Татарстан. Из Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан
сюда привезли 48 картин художников русского модерна и авангарда. Последний раз такой крупный показ живописных полотен состоялся в 2005 году во время федерального выставочного проекта «Золотая карта России».
Из коллекции казанского музея в галерее можно увидеть работы Николая Рериха
и Петра Кончаловского
, Михаила Ларионова
и Наталии Гончаровой, а также произведения малоизвестных авторов — Михаила Ле-Дантю, Бориса Такке и Магды Нахман. Среди редких экспонатов выставки — ретроспективный портрет «Маркиза» Александра Головина
 — для него позировала одна из работниц Мариинского театра
, — и картина «Утренний чай» Игоря Грабаря
, которую он написал в имении своего друга, художника Николая Мещерина.

Подробнее о выставке «Шедевры из Казани. От Рериха до Кандинского. К 100-летию Республики Татарстан»
.

Москва: выставка «Москва Наума Грановского 1920–1980»

04.09.2020 — 31.10.2020
Центр фотографии им. братьев Люмьер
и культурный фонд Still Art подготовили ретроспективную выставку работ советского фотографа Наума Грановского к 110-летию со дня его рождения. Современники называли Грановского «московским летописцем» и «главным архитектурным фотографом СССР». Больше 50 лет в объективе фотографа были знаковые места столицы, некоторых из них уже нет — гостиницы «Интурист» и «Россия», бассейна «Москва», колеса обозрения в парке Горького
.
В двух залах центра разместили известные снимки Москвы начала XX века и сталинского периода, а также редкие кадры, которые Грановский сделал в эпоху советского модернизма, всего более 100 работ. Посетители увидят, как менялся столичный облик и развивалась советская архитектура с 1920-х по 1980-е годы. Организаторы выставки запустили сайт фонда имени фотографа и представили полную монографию «Наум Грановский. 1920–1980», куда вошли 250 снимков автора.

Москва: выставка «Летний день в горном павильоне»

09.09.2020 — 04.10.2020
При поддержке Китайского культурного центра в Москве в рамках IV Фестиваля китайской живописи гунби в Государственном музее искусства народов Востока
проходит выставка работ, созданных в этом древнейшем стиле. Он появился во II веке до нашей эры. «Гунби» с китайского языка переводится как «тщательная, или прилежная, кисть». Для этого стиля изображения характерны внимание к деталям и декоративность.
В экспозицию вошли более 100 экспонатов, 90 из которых — это картины и свитки современных художников из России и Китая
, выполненные в популярных восточных техниках могуфа и шань шуй, — это традиционные китайские пейзажные композиции. А еще в музее можно будет увидеть расписанные вручную шелковые веера. В рамках самого фестиваля проходят лекции и мастер-классы известного китайского художника Ту Чжуня.

Москва: выставка «Сергей Виноградов. Нарисованная жизнь»

10.09.2020 — 10.01.2021
Музей русского импрессионизма
приглашает на выставку работ художника и графика Сергея Виноградова. В нее вошли более 60 произведений автора, собранных из частных коллекций и музеев всей страны, среди которых — «У К.А. Коровина», «Играет. 1914», «Дом в Ясной Поляне со стороны террасы». А еще впервые за долгое время российские зрители увидят работы Виноградова из Прибалтики, куда он переехал в 1924 году. Экспозицию дополняют воспоминания живописца и его фотографии, которые еще нигде не публиковали.
В истории отечественного искусства Сергей Виноградов известен как один из организаторов и участников «Союза русских художников» — творческого объединения начала XX века, а также первой Выставки русского искусства, которая прошла в 1924 году в Америке. Он создавал живописные полотна и был профессиональным арт-консультантом: именно Виноградов обратил внимание братьев Морозовых
на коллекционирование зарубежных мастеров: Поля Сезанна
и Огюста Ренуара, Клода Моне и Эдгара Дега, Винсента Ван Гога и других.

Москва: выставка «Калязин. Фрески затопленного монастыря»

с 11.09.2020 — постоянная
Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева
открыл новую, постоянную экспозицию, посвященную истории разрушенного Троицкого Макарьева монастыря и реставрации редкой настенной живописи. Спустя 80 лет зрители впервые увидят фрески
, которые еще в 1650-е годы создали царские иконописцы — авторы работ начала XVII века в Московском Кремле
и Звенигороде. Настенные изображения, которым больше 350 лет, воспроизводят ветхозаветные сюжеты, сцены из циклов об Иисусе Христе, рождении Богородицы.
Троицкий Макарьев монастырь в Калязине был одним из самых богатых и почитаемых в стране. В 1434 году его основал святой Русской церкви Макарий Калязинский. В разные годы сюда приезжали цари Иван Грозный, Борис Годунов и Алексей Михайлович. В 1940 году при создании Угличского водохранилища монастырский ансамбль ушел под воду, однако фрагменты настенной живописи спасли участники экспедиции Академии архитектуры.

Подробнее о выставке «Калязин. Фрески затопленного монастыря»
.

Москва: 2-я Триеннале российского современного искусства «Красивая ночь всех людей»

11.09.2020 — 17.01.2021
Музей современного искусства «Гараж»
представил второй выпуск проекта в области поддержки отечественных художников. В этом году организаторы триеннале-2020 сделали упор на развитии взаимоотношений с другими регионами страны, чтобы устраивать свои события или спецпроекты «на местах». Название выставки позаимствовано у книги математика Романа Михайлова, которую он создал на кодовом языке.
Номинантов для триеннале-2020 рекомендовали участники прошлого года. Однако они должны были не только выбрать других художников, но и помогать им в создании работ — написать текст, взять интервью и так далее. Кураторов триеннале вдохновила книга британского социолога Джона Ло «После метода: беспорядок и социальная наука». В своей работе вместо стройных моделей и классификаций общества профессор предложил «метод-сборку», в которой классы компонуются с религиозными сообществами, субкультуры — с картинами мира и так далее.

Подробнее о 2-й Триеннале российского современного искусства «Красивая ночь всех людей»
.

Санкт-Петербург: выставка «Чжан Хуань. В пепле истории»

09.09.2020 — 08.11.2020
Впервые в России проходит персональная выставка одного из самых известных современных китайских художников Чжана Хуаня. Она расположилась в Николаевском зале Государственного Эрмитажа
. В экспозицию вошли художественные произведения в разных техниках — от живописи храмовым пеплом до шелкографии. Здесь также можно познакомиться с его двумя композициями из серии «Любовь», выполненными в самоизоляции, и с 30 работами, на которые Хуаня вдохновило посещение Санкт-Петербурга.
В современном китайском искусстве Чжань Хуань — один из главных художников. В начале 1990-х годов он устраивал перформансы, а позже создавал произведения станковой живописи и скульптуру — ему принадлежит гигантский монумент «Три головы, шесть рук», установленный в Гонконге. С середины 2000-х годов Хуань использует пепел, оставшийся от благовоний из буддийских храмов. С его помощью он написал 40-метровый групповой портрет Коммунистической партии КНР.

Подробнее о выставке «Чжан Хуань. В пепле истории».

Санкт-Петербург: выставка «Lk 15, 11 — 32. Рембрандт. Посвящение. Александр Сокуров»

15.09.2020 — 01.11.2020
Государственный Эрмитаж
подготовил проект «Lk 15, 11 — 32», в который вошли видеопроизведения, скульптура, живопись и музыка. Специально для него режиссер Александр Сокуров
создал мультимедийную инсталляцию, на которую его вдохновила картина «Возвращение блудного сына» голландского художника XVII века Рембрандта
из коллекции музея
. Выставка основана на художественной концепции экспозиции в павильоне России, которая прошла на 58-й Венецианской биеннале современного искусства в 2019 году.
Внутри инсталляции посетители встретятся со скульптурными воплощениями главных героев рембрандтовского полотна — отцом и сыном, а также перенесутся в мастерскую художника, где увидят авторские видеопроизведения Сокурова. Режиссер построил такое пространство, благодаря которому можно переосмыслить сюжет — притчу Иисуса Христа об отцовской любви и всепрощении из 15-й главы Евангелия от Луки.

Подробнее о выставке «Lk 15, 11 — 32. Рембрандт. Посвящение. Александр Сокуров».

События в вашем городе ищите в афише портала «Культура.РФ».

Обзор составлен по материалам «PRO.Культура.РФ» (ранее — АИС ЕИПСК).
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна