Зельфира Трегулова: «Поход в музей — это способ примирения с действительностью»
25 мая в ЦВЗ «Манеж» открылся XIX Международный фестиваль музеев «Интермузей». Одним из главных событий деловой программы первого дня стала пленарная сессия «Музей и новая реальность», в которой приняли участие директора музеев из России, Бразилии, Финляндии, Великобритании и Хорватии. Москву представляла директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.Все участники дискуссии говорили о том, каким должен стать музей будущего и как ему искать своего зрителя. «Культура.РФ» публикует тезисы, высказанные Зельфирой Трегуловой, которые обобщают главную тему «Интермузея» этого года.
Прежде всего, Трегулова отметила, что музей должен быть демократическим институтом и привлекать самых разных зрителей. «Наша аудитория — это все и каждый, мы работаем для всех, а нашей первоначальной задачей является привлечение в музей тех, кто вырос с гаджетами, вовлечен в мир виртуальных технологий и часть своего времени проживает в интернет-пространстве, не имеет времени прийти в музей, не привык ходить в музей и вообще не считает для себя это необходимым и нужным», — сказала она.
Третьяковская галерея в этом году действительно выходила на новые площадки: репродукции полотен можно было увидеть в залах Ленинградского и Ярославского вокзалов в Москве, а также на девяти вокзалах региональных центров — в Кирове, Казани, Нижнем Новгороде, Хабаровске, Новосибирске, Самаре, Адлере, Ростове и Челябинске. Еще один пример выхода за пределы галерейных залов — совместный с Московским метрополитеном проект «Интенсив XX». На станции «Парк культуры» и в брендированном поезде на Кольцевой линии появились информационные баннеры с репродукциями картин из коллекции современного искусства. А на портале «Культура.РФ» стали доступны прямые трансляции из залов Третьяковской галереи.
По мнению Трегуловой, для того чтобы разговаривать с сегодняшней аудиторией, нужно выработать новый язык: «Это не должно быть нечто нейтральное, нейтральная история, нейтральная информация. Это должно быть послание. Сегодня людям нужна очень яркая, понятная интерпретация того, что они видят. Ты действительно к современному зрителю не можешь обратиться, не понимая, какое послание — одновременно сложное и очень современное — ему преподносишь».
И наконец, на пленарном заседании обсудили главную задачу музея настоящего и будущего — развивать в зрителе эмоциональную сферу. «Мы показываем кино, большие серьезные ретроспективы, на каждой выставке у нас программа, представляющая аутентичное кино на пленке. Мы организовываем музыкальные концерты, фестивали, чтение поэзии, транслируем это онлайн на гигантскую аудиторию. Мы не боимся, что нас обвинят в привлечении максимального количества людей, ведь мы делаем такие важные и эксклюзивные программы, что наш долг сделать их достоянием общественности, в частности интернет-пользователей. Музей превращается в пространство, пропитанное эстетикой, в которое мы пускаем всех и каждого. Мы стараемся быть открытыми и дружелюбными, представляя современному озверевшему и агрессивному обществу «лекарство» для души. Люди чувствуют, что это один из способов примирения с действительностью, своими страхами и ужасами», — заключила Зельфира Трегулова.
«Культура.РФ» продолжит следить за событиями «Интермузея» и о самых интересных расскажет на портале.
Запись беседы предоставлена порталом vmusee.ru.
Смотрите также