Клейн в деталях

В Государственном музее А.С. Пушкина на Пречистенке состоялась презентация нового тома книжного цикла «Архитектурное наследие России». Он посвящен Роману Клейну — архитектору, чьи здания во многом определяют лицо Москвы. По проектам Клейна построены Музей изящных искусств (ныне ГМИИ им. Пушкина), магазин «Мюр и Мерилиз» (нынешний ЦУМ), чайный магазин в китайском стиле на Мясницкой и много других замечательных зданий.
Роман Клейн — из семьи обрусевших немцев. Родился в Москве, образование архитектора получил в Императорской Академии художеств.
Стажировался в Италии и Франции. По возвращении в Москву в 1888 году начал работать самостоятельно. Первый успех ему принесли проекты, по которым были построены дома богатых людей из укрепившегося тогда купеческого сословия. Много лет подряд Клейн занимался проектированием и строительством Музея изящных искусств
. Конечно, работы по возведению этого уникального сооружения вела огромная команда, но вклад Клейна тут трудно переоценить. Он оформил фасады здания в соответствии с традициями древнегреческой архитектуры, а залы музея проектировал, исходя из того, какой стране каждый из них был посвящен. Музей сам по себе и сегодня производит огромное впечатление на посетителей, а в 1912 году, в момент открытия, он явился чудом архитекторской и инженерной мысли.
В конце XIX — начале XX века промышленность в России бурно развивалась, и лучшие архитекторы эпохи разрабатывали проекты зданий фабрик, заводов, магазинов. Роман Иванович Клейн активно участвовал в возведении промышленных сооружений. По его проектам были построены шелкоткацкая фабрика «Красная Роза» в Хамовниках, корпуса автомобильного завода «Руссо-Балт» в Филях, железопрокатный цех металлургического завода Юлия Гужона в Лефортово (впоследствии заводу присвоили имя «Серп и Молот»), чаеразвесочная фабрика «Товарищества чайной торговли В. Высоцкий и Ко» на Красносельской и т. д. Выдержанный в готическом духе, многоэтажный универмаг «Мюр и Мерилиз» возле Большого театра
быстро стал местом паломничества столичных модниц (собственно, ЦУМ
и сегодня не изменил своему назначению). Среди достижений Клейна на ниве архитектуры торговых зданий — Средние торговые ряды, выходившие на Красную площадь, выполненные в русском стиле, что соответствовало духу расположения.
Роман Клейн успел поработать и в Советском государстве, но, конечно, достичь такого же размаха деятельности, как во времена становления российской буржуазии, не удалось. Но все же огромный опыт архитектора был востребован новой властью. В последний период жизни Клейн руководил проектным бюро Наркомпроса. Умер Роман Иванович в 1924 году.
Презентованный в Музее Пушкина
альбом-монография дает, пожалуй, наиболее полное представление о наследии Романа Клейна.
Качественные иллюстрации помогают разглядеть творения архитектора в деталях — а они очень важны в искусстве этого мастера. Клейна невозможно считать приверженцем определенного направления в архитектуре, среди его проектов — здания, выполненные в самых разных стилях: классическом, готическом, русском, псевдорусском и т. д. Эклектика — верный признак искусства на стыке веков, и наследие Романа Клейна тому отличное подтверждение.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна