XX век глазами современника

Фотографии военных лагерей Красной армии, снимки, сделанные на Карельском перешейке в начале Советско-финской войны, и документальные кадры первых лет Великой Отечественной — все это можно увидеть в Государственном музейно-выставочном центре «РОСФОТО» в проекте «Александр Устинов. Контрольные отпечатки».
В экспозицию вошли 96 работ одного из самых знаменитых советских фотожурналистов, сделанных с середины 1930-х по 1942 год.
«Мы взяли контрольные отпечатки, которые были отобраны Александром Васильевичем уже в конце жизни, где-то во второй половине 80-х, для его персональной выставки. Однако экспозиции, создававшиеся уже после смерти Устинова, состояли из самых известных его фотографий. Это было то же самое, что ранее публиковалось в прессе.
Фотографии нашей выставки — это некая выборка, которая, на первый взгляд, за счет содержания и небольшого размера кажется не очень интересной, но на самом деле она является более документальной, чем официальные кадры. Хотя есть вероятность, что и наши эксклюзивные фотографии когда-то были опубликованы в маленьких региональных военных газетах».
Куратор выставки Игорь Лебедев
Организаторы признают, что фотографии, созданные Александром Устиновым для таких изданий, как «Красная звезда» и «Правда», не передают всего ужаса войны, ведь снимать последствия быстрого наступления немцев было просто запрещено, а Устинов, как фотокорреспондент одной из главных газет страны, был еще и под строгим контролем соответствующих органов. Несмотря на это, его работы помогают задуматься о том, что осталось за кадром, угадать судьбы внешне спокойных людей, солдат и офицеров, изображенных на снимках.
В противовес тихому, даже приподнятому настроению некоторых фотографий — звуковая инсталляция, подготовленная специально для проекта.
«Наша звуковая инсталляция — это некое отдельное произведение, которое было специально создано для проекта. Мы хотели, чтобы этот звук полностью вошел в выставку и задал определенное настроение, при котором оживилась бы его генетическая или историческая память.
Это компиляция звуков, которую посетители слышат, как только попадают на выставку. Эти звуки характерны для войны, но не боя как такового, а чего-то отдаленного, когда человек как будто находится в прифронтовой территории и недалеко от него где-то что-то шумит».
Куратор выставки Игорь Лебедев
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна