Войти Версия для слабовидящих
Выбор дат Очистить фильтр

Выставка Николая Шестопалова открывается в Русском музее

Зрители познакомятся с творчеством Николая Ивановича Шестопалова (1875–1954) — ученика Репина, участника выставок объединения «Мир искусства» и Ассоциации художников революционной России (АХРР), который был хорошо известен в 1900–20-е годы, однако сегодня оказался практически забытым. В экспозиции будут представлены около 70 работ из коллекции Русского музея и галереи «Веллум».


Среди графических листов — образы-воспоминания об ушедшей России и ее дореволюционном укладе, зарисовки провинциальных усадеб и интерьеров XIX века, иллюстрации из жизни Пушкина и Лермонтова, а также романтические акварели с изображениями Старого Крыма и Красной Поляны.

КТО ТАКОЙ НИКОЛАЙ ШЕСТОПАЛОВ?

Николай Иванович Шестопалов получил от официального искусствознания четко определенное место в истории советского искусства: как признанный иллюстратор, как автор эскизов к советским довоенным открыткам, воспевающим героический труд. Историографы словно забывали об обучении художника в Мюнхене, о его участии в выставках «Мира искусства», в художественной жизни России во втором десятилетии XX века.

В жизни и творчестве Николая Шестопалова ясно прослеживается путь развития русского искусства с конца XIX и до середины XX века. Крестьянский мальчишка с церковно-приходской школой за плечами занимается в Петербурге на курсах Тенишевой у Ильи Репина, в студиях Василия Матэ и Льва Дмитриева-Кавказского, получает навыки академического рисунка, графики и живописи. Вместе с Мстиславом Добужинским, Евгением Лансере, Дмитрием Кардовским и Сергеем Чехониным он становится одним из основателей журнала «Зритель» (1905).


Реакция, наступившая после революции 1905 года, заставляет его покинуть Россию; он учится в Германии (Мюнхене), Италии и Франции. В Мюнхене формируется изобразительный язык Шестопалова-художника, вобравшего в себя и русскую традиционно-реалистическую манеру, и немецкую экспрессивную художественность.

Вернувшись в 1907 году в Санкт-Петербург, художник участвует в выставках «Мира искусства» и группы «Новое товарищество художников» (НОХ), общается с русскими символистами и импрессионистами, использует их излюбленные темы, оставаясь приверженцем академических живописных традиций. В этой атмосфере рождаются типичные шестопаловские образы ушедшей России. И даже пейзажи Шестопалова 20–30-х годов не столько отражают суровую советскую действительность, а воссоздают дореволюционный уклад. Художник на протяжении всего творческого пути постоянно обращается к картинкам русской провинции. Это «Семья в интерьере» (1910-е), «Солнечная веранда» (1920-е), «Углич. Дом царевича Дмитрия» (1929), «Тропинка в лесу» (1930), «На Волге» (1933), «Чембар. Беседка в саду Белинских» (1936), «Васильсурск» (1939) и др.


Будучи членом АХРР с момента основания организации в 1922 году, Шестопалов регулярно принимал участие в выставках и, напротив, совершенно не занимался общественной деятельностью. Много писал, выезжая в художественные экспедиции на Аральское море, на Урал, на ДнепроГЭС.

Живопись Шестопалова середины XX века тематически возвращается к наследию мирискусников — коллег и товарищей его молодости; это провинциальные усадьбы, полуразрушенные церкви и монастыри, написанные по-ахровски пастозно, почти иллюзорно. Сохранились изящные, романтические акварели с изображением фонтанов, татарских саклей и улочек Старого Крыма, словно сошедших со страниц пушкинского «Бахчисарайского фонтана». Шестопалов пишет совсем «итальянский» Крым — пейзажи Алупки, Симеиза. Любуется силуэтом героини в просвете стен («Судак», 1915), подобно брюлловскому «Итальянскому полдню». Столь же любовно выписаны пейзажи Кавказа («Красная Поляна», 1921).
Испанская цыганка, возлюбленная короля

Знойная роль Анны Самохиной

Эффект Льва Кулешова

Прием монтажа, который вошел в историю мирового кинематографа

Международный праздник вежливости

Всемирный день «спасибо»

ГУМ — живой музей в центре Москвы

Краткая история главного магазина страны

Лучшие полотна Василия Перова

Картины одного из первых передвижников

Пусть будет лучшим Новый год!

«Культура.РФ» поздравляет с Новым годом и Рождеством!

Семен Фарада

Формула нашей любви

Выйди скорей, Татьяна!

Советская серенада с Анатолием Кузнецовым

«Наконец сбываются все мечты…»

Счастливого Нового года!

Трагикомедия Карена Шахназарова

30 лет фильму "Курьер"

В выставках примут участие ведущие мировые музеи и знаменитые частные коллекционеры.

Подробнее

16, 17 и 18 января здесь пройдет фестиваль «Зимние грезы», названный в честь известной симфонии русского композитора.

Подробнее

18 января в сети пройдет Международная твиттер-акция #MuseumSelfie, цель которой — популяризация музеев.

Подробнее

Мы подготовили подборку событий, посетив которые вы сможете узнать больше.

Подробнее

Читайте и выбирайте, чем заняться в январе в Москве.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть