Знай наших!

«Золотую пальмовую ветвь», то есть высшую награду Каннского кинофестиваля получила одна отечественная картина — лента Михаила Калатозова «Летят журавли». Было это в далеком 1958 году. А в общей сложности каннских наград у советских и российских фильмов не так уж мало. Мы предлагаем вам пересмотреть пять фильмов из нашей коллекции, отмеченных в разные годы на Каннском кинофестивале.

«Сорок первый»

Режиссер Григорий Чухрай
В 1957 году на Каннском кинофестивале фильм «Сорок первый» получил специальный приз «За оригинальный сценарий, гуманизм и романтику». Исполнитель роли поручика Говорухи-Отрока Олег Стриженов вспоминал много лет спустя в своей книге «Исповедь»: «Когда прибыли в Канны, нас поселили в большом фешенебельном отеле «Карлтон» на набережной Круазетт. Здесь жили делегации лишь четырех стран — Советского Союза, Англии, Франции и США. Этим как бы оказывалось почтение к четырем самым мощным государствам, их развитому кинематографу. Капиталисты приезжали — не глядя разбрасывали деньги в ресторанах, казино. Мы ничего подобного себе позволить не могли, зато ощущали себя внутренне богаче, гордились привезенной картиной».

«Летят журавли»

Режиссер Михаил Калатозов
В 1958 году главная награда Каннского кинофестиваля — «Золотая пальмовая ветвь» — досталась советской картине «Летят журавли». Исполнительница роли Вероники Татьяна Самойлова, побывавшая на фестивале в составе советской делегации, вызвала у каннской публики восторг; великий Пабло Пикассо попросил у молодой актрисы автограф.
Головной болью для советских женщин тогда было найти наряды, подходящие для столь торжественных случаев. «Вещи для поездки Самойловой во Францию собирали чуть ли не по всей Москве: в магазинах было хоть шаром покати, — вспоминал Алексей Самойлов, брат актрисы. — Галя Волчек дала длинное шифоновое платье и пеньюар. Зина Кириенко — юбку и туфли, еще кто-то — кофточку, бижутерию. Самой Тане всегда было безразлично, как она выглядит, но тут статус обязывал: все же представляла великую страну».

«Андрей Рублев»

Режиссер Андрей Тарковский
На Каннском кинофестивале — 1969 критики из разных стран мира единодушно присудили фильму «Андрей Рублев» приз ФИПРЕССИ. Никаких других призов, увы, у картины быть не могло, так как она была показана на фестивале вне конкурса.
Битва за участие фильма Андрея Тарковского в главном киносмотре мира продолжалась несколько лет, ее вели руководители Каннского фестиваля и знаменитые представители французской интеллигенции. Но советские киноначальники боялись выпускать на международную арену «неоднозначный» фильм, который и дома-то видели лишь специалисты и отчаянные киноманы. Однако в 1969-м руководителям Каннского фестиваля и тогдашнему министру культуры Франции Андре Мальро удалось перехитрить советских функционеров, но ценой потери фильма для конкурса. В Каннах были устроены внеконкурсные показы «Андрея Рублева». Ореол интриги создал невероятный ажиотаж вокруг фильма. На двух запланированных сеансах зал не вместил всех желающих, и на следующий день дирекция фестиваля устроила еще два дополнительных сеанса. Успех превзошел все ожидания, в Каннах — в этой кинематографической Мекке — многострадальный фильм ждал настоящий триумф.

«Сибириада»

Режиссер Андрей Кончаловский
В 1979 году Гран-при Каннского кинофестиваля достался фильму Андрея Кончаловского «Сибириада». Чтобы представить себе контекст соревнования того года, напомним, что «Золотую пальмовую ветвь» в 1979-м поделили Фрэнсис Форд Коппола с фильмом «Апокалипсис сегодня» и Фолькер Шлёндорф с «Жестяным барабаном».
«Франсуаза Саган, бывшая тогда президентом жюри, сказала мне, что подала заявление о выходе из состава жюри, если картина Кончаловского не поделит главный приз с «Апокалипсисом сегодня» Копполы, — писал Кончаловский в своей книге «Низкие истины». — Дело все-таки сумели замять, уговорили ее не поднимать скандал. Приз поделили Коппола и Шлёндорф. Главным мотивом, по которому шло давление на Саган, было то, что нельзя делить главный приз между двумя супердержавами».

«Утомленные солнцем»

Режиссер Никита Михалков
На Каннском кинофестивале 1994 года фильм Никиты Михалкова «Утомленные солнцем» получил Гран-при и Приз экуменического жюри. Обладателем «Золотой пальмовой ветви» стал молодой и дерзкий Квентин Тарантино с фильмом «Криминальное чтиво». А ведь с момента показа «Утомленных солнцем» и до самого оглашения результатов работы жюри многие были уверены, что главная награда достанется Михалкову…
«Режиссер не скрывает, что приехал на фестиваль именно за главным призом, как не скрывал этого в свое время и Тарковский со своей «Ностальгией», — читаем в «Новейшей истории отечественного кино. 1986–2000. Кино и контекст». — Поэтому Гран-при, Большой приз жюри, который в любых других обстоятельствах был бы воспринят как победа, Михалков, вслед за Тарковским, расценивает как провал». Однако «Утомленные» в 1995-м возьмут реванш, а именно — «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна