Войти Версия для слабовидящих
Выбор дат Очистить фильтр

К 125-летию со дня рождения Сергея Прокофьева


СЕРГЕЙ ПРОКОФЬЕВ

Великий русский композитор, написавший свою первую оперу в девять лет. Мастер крупных форм, которому удавалось переложить на язык музыки и шекспировские страсти Ромео и Джульетты, и встречу пионера Пети с волком.

Сергей Прокофьев — автор 11 опер, 7 балетов, 7 симфоний, 8 концертов, многочисленных произведений вокальной и инструментальной музыки, музыки для кинофильмов и спектаклей. Прокофьев ворвался в бурный, изменчивый ХХ век как неповторимое и ярко новаторское явление. Его искусство вызывало споры и непонимание, восторг и преклонение, оно ошеломляло и даже коробило.

Биографическая справка

Знаменитый композитор родился в Екатеринославской губернии в семье ученого-агронома. Мальчик с детства проявлял музыкальные способности, его первым учителем стала мать — хорошая пианистка. Будущий великий композитор начинает заниматься музыкой в пятилетнем возрасте и тогда же пишет первые музыкальные пьесы. К десяти годам он сочиняет уже две оперы — «Великан» и «На пустынных островах». С 1904 года Сергей учится в Петербургской консерватории, в том числе берет уроки у Римского-Корсакова. Во время учебы он заводит дружбу с другим композитором — Николаем Мясковским. В 1909 году Прокофьев заканчивает консерваторию как композитор, через пять лет — как пианист, до 1917 года продолжая заниматься в ней по классу органа. В 1908 году он выступает в роли солиста-исполнителя своих же произведений. Ученик Римского-Корсакова, Прокофьев-композитор начинает с фортепианных пьес и сонат, но известность ему приносит чикагская премьера — самая жизнерадостная в мире опера «Любовь к трем апельсинам».

В мае 1918 года Прокофьев выезжает на заграничные гастроли, которые растягиваются на 18 лет. Он гастролирует в Америке, Европе, Японии, на Кубе. В 1927, 1929 и 1932 году Прокофьев выступает с концертами в СССР. В Советский Союз композитор возвращается в 1936 году вместе с женой-испанкой Линой Кодина, ставшей Прокофьевой. Композитор с женой и сыновьями Святославом и Олегом обосновывается в Москве. В дальнейшем он выезжает за границу (в Европу и США) лишь дважды: в сезонах 1936/37 и 1938/39.

В 1936 году, сразу по возвращении в Советскую Россию, он пишет симфоническую сказку «Петя и волк», ставшую известной во всем мире.

С 1941 года Сергей Прокофьев живет отдельно от семьи. А через несколько лет советское правительство объявляет его брак недействительным, и без оформления развода 15 января 1948 года композитор официально женится второй раз, его женой становится Мира Мендельсон. Первую супругу арестовывают в 1948 году и ссылают — сначала в Абезь (Коми АССР), затем в мордовские лагеря, откуда она возвращается в 1956 году. Позднее Лина Кодина сумела выехать из СССР и умерла в возрасте 91 года в Англии в 1989 году.

Композитор-новатор

Прокофьев не просто автор множества произведений. Он новатор в музыке. Композитор изменил музыкальный язык, прежде всего — в сфере гармонии. Ему удалось добиться чрезвычайно мощного звучания за счет диссонанса духовых и полифонических узоров. Это особенно чувствуется во Второй (1924) и Третьей (1928) симфониях, а также в операх «Игрок», «Огненный ангел» и «Любовь к трем апельсинам». Как часто бывает, новаторский прием публика оценила далеко не сразу. Так, во время премьеры Скифской сюиты зал наполовину опустел. И среди покинувших его был известный композитор того времени — педагог Александр Глазунов.

Прокофьев был равнодушен к веяниям музыкальной моды. Он всегда двигался своим путем, стремился утвердить и отстоять свою независимость как художник. Классичность Прокофьева заключена в его универсализме. Искания композитора охватили культурные накопления нескольких эпох — от барокко и классицизма до современности с ее радикализмом и стремлением к возведению новых звуковых миров. В стиле композитора соединились тяга к лирическим откровениям романтизма и его же резкое и последовательное отрицание вплоть до откровенной пародии и гротеска, постоянное переосмысление общепринятых норм и традиционализм, поиски новой выразительности в области гармонии, ритма, оркестровки и утверждение неувядаемого мелодического начала, опирающегося на народно-песенные истоки. Его творчество стало встречей эпох и обновлением русских музыкальных традиций. За каждым парадоксом новаторства Прокофьева видна традиция русской школы. Его гений не смог бы реализоваться без учителей Римского-Корсакова и Лядова, Глазунова и Черепнина. Еще глубже связь — с традициями Мусоргского и Бородина.

Без музыки Прокофьева сегодня нельзя представить признанный шедевр довоенного кино — фильм «Александр Невский» (1938). А музыкальное сопровождение «Ивана Грозного» (1944–1945) Сергея Эйзенштейна получило жизнь как отдельное произведение.

В 1948 году Прокофьев подвергся разгромной критике за формализм. Его Шестая симфония (1946) и опера «Повесть о настоящем человеке» были названы не соответствующими концепции социалистического реализма.

С 1949 года Сергей Сергеевич почти не выезжает с дачи, но даже при строжайшем медицинском режиме пишет балет «Каменный цветок», Девятую фортепианную сонату, ораторию «На страже мира» и многое другое. Последним сочинением, которое довелось композитору услышать в концертном зале, стала Седьмая симфония (1952).

5 марта 1953 года

Сергей Сергеевич скончался в Москве в коммунальной квартире в Камергерском переулке от гипертонического криза 5 марта 1953 года. Так как он умер в день смерти Сталина, его кончина осталась почти незамеченной, а близкие и коллеги композитора столкнулись в организации похорон с большими трудностями. Прокофьев похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 3). В память о композиторе на доме в Камергерском переулке установлена мемориальная доска (скульптор М.Л. Петрова).
«ПЕТЯ И ВОЛК». 80 ЛЕТ ПРОИЗВЕДЕНИЮ СЕРГЕЯ ПРОКОФЬЕВА

Портрет Сергея Прокофьева кисти Петра Кончаловского


10 фактов к юбилею музыкального произведения и его создателя.

1. Музыкальная история появилась с легкой руки Натальи Сац. Руководитель Детского музыкального театра попросила Сергея Прокофьева написать музыкальную историю, рассказанную симфоническим оркестром. Чтобы дети не заблудились в дебрях классической музыки, есть пояснительный текст — тоже авторства Сергея Прокофьева.

2. Мелодия скрипки в духе пионерского марша. Мальчик Петя встречает едва ли не весь симфонический оркестр: птичку — флейту, утку — гобой, кошку — кларнет, волка — три валторны. Выстрелы звучат звуком большого барабана. А ворчащий фагот выступает в роли дедушки. Гениальное просто. Животные разговаривают музыкальными голосами.

3. «Увлекательное содержание и неожиданные события». От замысла до воплощения — работы на четыре дня. Ровно столько потребовалось Прокофьеву, чтобы история зазвучала. Сказка стала лишь предлогом. Пока дети следят за сюжетом, волей-неволей узнают и названия инструментов, и их звучание. Ассоциации помогают это запомнить. Читать далее

ФОТОАЛЬБОМ

ИНФОГРАФИКА

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

Концерт завершает Год Сергея Прокофьева в России.

Подробнее

Праздник интеллектуальной литературы подводит книжные итоги года.

Подробнее

Увидеть старинные механические куклы, узнать различия крестьянских лаптей, услышать сонеты Шекспира…

Подробнее

Изучим афишу последнего месяца 2016 года.

Подробнее

Выставка Альбины Акритас в Салониках.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть