Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модернъ»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Сослуживцы

Московский академический театр имени В.В. Маяковского | 1973 | СССР | Драма | 133 мин.
Режисcёр: Борис Кондратьев, Ирина Герасимова
В ролях: Галина Анисимова, Борис Левинсон, Эмма Сидорова, Евгений Лазарев, Валентина Шендрикова, Александра Москалёва
3606

Сегодня никто уже и не вспомнит, что комедия Эльдара Рязанова «Служебный роман» — не премьера, а ремейк. На самом деле сначала Рязанов и его постоянный соавтор Эмиль Брагинский написали пьесу — всего за 22 дня. Называлась она «Сослуживцы», ее охотно брали для постановки столичные и провинциальные театры. По воспоминаниям самого Рязанова, спектакль шел на сцене 134-х театров. Не везде постановки были удачными. Вот что пишет Рязанов в своей книге «Не подведенные итоги» о «Сослуживцах» в постановке Псковского театра драмы, где чередовались слова авторов со стихами играющих актеров: «Захотелось вскочить, прервать спектакль, заорать, что мы (с Брагинским) этого не сочиняли. Но мы не посмели решиться на такой поступок! Мы вжались в кресла, стараясь сделаться поменьше, и покорились печальной судьбе. Спектакль шел то в стихах, то в прозе. Шел так, как хотел он, а не мы. Мы корчились, порывались уйти, но, в конце концов, взяли себя в руки и заставили себя испить горькую чашу до дна».


В 1971 году пьесу поставили в обеих столицах: в Ленинградском Театре комедии им. Акимова (с Петром Вельяминовым и Ольгой Волковой в главных ролях), и в Московском театре им. Вл. Маяковского. По московской версии в 73-м году был снят телеспектакль. Именно этому спектаклю и обязаны поклонники «Служебного романа» выходом фильма: посмотрев телеспектакль, Рязанов решил снять по «Сослуживцам» кино, что и осуществил спустя четыре года.


Говоря о самой пьесе, Рязанов отмечает: «В «Сослуживцах» рассказывается о том, как забитый, затюканный жизнью экономист Новосельцев, получающий небольшую зарплату и обладающий, как он сам про себя говорит, заурядной внешностью, пускается в рискованную авантюру: чтобы стать начальником отдела и получить прибавку к жалованью, начинает ухаживать за немолодой и некрасивой начальницей, по прозвищу Мымра. Постепенно он открывает в ней необычного, яркого человека. Рассудочное, корыстное ухаживание перерастает в любовь. Замкнутая женщина сбрасывает с себя защитную маску «сухаря», за которой скрывалась нежная и трепетная душа. «Сослуживцы» — это пьеса о том, что нужно внимательно и пристально вглядываться в человека; постараться увидеть в нем то, чего раньше не замечали; никогда не торопиться с выводами, не судить по внешности, не спешить выносить человеку приговор». К слову, о версии театра им. Вл. Маковского Рязанов отзывался благосклонно: «там ...шел прекрасный спектакль, поставленный молодым режиссером Б. Кондратьевым».


В послужном Бориса Кондратьева «Сослуживцы» остались не единственным спектаклем по Рязанову-Брагинскому, авторы доверили ему и свою пьесу «Родственники».


Борис Кондратьев начинал как актер в Иркутском театре юного зрителя. Затем его судьба совершила географический и жанровый поворот — он окончил Вильнюсскую консерваторию, замет вернулся в Иркутский ТЮЗ и поставил как режиссер немало интересных спектаклей. В начале 1971 года уехал в Москву, где окончил Высшие режиссерские курсы Андрея Гончарова, был приглашен в Театр имени В. Маяковского. К сожалению, жизнь его была слишком короткой, он умер в начале 1978 года, ему было всего 39 лет. Несмотря на старания всемирно известного кардиохирурга Амосова (у Кондратьева была тяжелая болезнь сердца), Бориса спасти не удалось.


Кстати, пребывание на западе (в Литве), кажется, сказалось на музыкальном оформлении «Сослуживцев». Вот, например, в гостях у Самохвалова, пижона, вернувшегося из-за границы, звучит фанк-композиция Get Me Back On Time. Неизвестно, «под каким соусом» удалось протащить в постановку 1973 года музыку, только-только изданную на западе. Не ограничились, скажем каким-нибудь советским ВИА или — на крайний случай — Битлз. Нет! Цыганочку товарищ Новосельцев танцует под фанк американского хулигана Уилсона Пиккета.


Новосельцева в спектакле сыграл актер Борис (его полное имя Бернгард) Левинсон, один из последних учеников Станиславского. Работал в оперно-драматической студии (впоследствии — Театр) имени Станиславского. В Московский театр имени Вл. Маяковского его пригласил Николай Охлопков, распознав в Левинсоне характерно-драматического героя. Действительно, Левинсон был хорош и лицедеем, и актером «из народа», то вдруг перевоплощался в комедийного актера.


Борис Левинсон организовал театральную студию при Московском авиационном институте, выпустил спектакль «Друзья остаются друзьями» К. М. Симонова и В. А. Дыховичного, который возобновлялся каждые десять лет. В Московском театре эстрады поставил «Мелочи жизни» А. И. Хаита. Уже после выхода на пенсию время от времени играл моноспектакли «Записки юного врача» по Булгакову (1980, Театр им. Маяковского), «Смех и слезы театрального романа» по «Театральному роману» (1992, Театр «У Никитских ворот»). В театре на Таганке поставил спектакль «Ничего особенного» по пьесе Виктории Токаревой. Борис Левинсон скончался в Москве в 2002 году.


А вот актриса Галина Анисимова, сыгравшая «мымру» Людмилу Прокофьевну, до сих пор (уже 60 лет!) служит в Театре им. Вл. Маяковского. Ее, девочку из нетеатральной семьи, не игравшую даже в самодеятельности, — с ходу приняли во ВГИК, на курс Бориса Андреевича Бабочкина и Нины Алисовой. Но, волею судьбы, доучиться там не пришлось — юная Анисимова стала студенткой Театрального училища им. Щукина, а затем Охлопков пригласил ее в театр им. Маяковского. Андрей Гончаров говорил о Галине Анисимовой: «...В созвездии прославленных звезд Театра им. Вл. Маяковского она занимает свое место, но главное — выделяется таким отношением к профессии, которое делает эту профессию призванием». В одной из последних премьер театра — спектакле «Маяковский идет за сахаром» — Галина Анисимова сыграла роль Лили Брик. В «Женитьбе» она играет Арину Пантелеймоновну, а в «Мертвых душах» — Даму, во всех отношениях приятную.


Конечно, при просмотре телеспектакля Бориса Кондратьева не избежать сравнения с опусом Эльдара Рязанова — но стоит сказать, не всегда чаша весов окажется на стороне «Служебного романа».

ВИДЕО

Смотрите также

  • Драма
  • Валерия Суркова
  • 2012
  • 113 мин

Театр.doc

  • Драма
  • Петр Фоменко
  • 1976
  • 94 мин

Российский академический молодежный театр

  • Драма
  • Кирилл Серебренников
  • 2013
  • 80 мин

Московский международный Дом музыки

Самый известный русский импрессионист

Константин Коровин

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

Подборка интересных событий.

Подробнее

Жюри крупнейшей литературной награды России «Большая книга» объявило лауреатов.

Подробнее

Проект включает работы из собрания московской галереи «Веллум» и крупных частных коллекций.

Подробнее

Прогуляться по Большому театру теперь можно не выходя из дома — на панорамной видеоэкскурсии по историческому зданию.

Подробнее

В Государственном музее Пушкина на Пречистенке развернута выставка «А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». К 180-летию публикации».

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть