Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модернъ»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Иванов

Московский художественный академический театр им. М. Горького (МХАТ) | 1981 | СССР | Драма | 166 мин.
Режисcёр: Олег Ефремов, Сергей Десницкий, Владимир Храмов
В ролях: Иннокентий Смоктуновский, Екатерина Васильева, Марк Прудкин, Андрей Попов, Евгения Ханаева, Елена Кондратова, Евгений Киндинов, Ксения Минина, Виктор Сергачёв, Ангелина Степанова, Юрий Ларионов, Вячеслав Невинный
2250

«Иванов», ранняя пьеса Чехова, нарушает представление о «классической» чеховской драматургии (ее обычно отсчитывают с «Чайки»). Уже потому, что в «Иванове» есть центральный герой — в отличие от более поздних пьес, композиция которых была блестяще охарактеризована Мейерхольдом: «группа лиц без центра». Этот герой был востребован театром в разные десятилетия, помогая выразить атмосферу времени. По русской сцене ходили самые разные Ивановы. Намеренно сниженные — и романтизированные, деградирующие — и одухотворенные. Режиссеры и ниспровергали Иванова, и защищали его.


Острую необходимость обратиться к этой пьесе театр ощутил в 1970-е: как заметил А. Смелянский, «никогда еще в таком количестве, просто пожаром, не шел чеховский «Иванов». Ключевыми стали две версии: «ленкомовская» — Марка Захарова (1975) и «мхатовская»— Олега Ефремова (1976). Там и там концепция определялась, прежде всего, назначением на главную роль. У Захарова играл Евгений Леонов, один из популярнейших комиков страны, по амплуа — актер характерный и «простак». Казалось, его Иванов может быть соотнесен с каждым сидящим в зале. Это решение, многих озадачившее, возвращало к первоначальному замыслу автора. Чехов говорил Короленко, что пишет драму — «Иван Иванович Иванов»... Понимаете? Ивановых тысячи... обыкновеннейший человек, совсем не герой».


Ефремов пошел принципиально иным путем, пригласив на главную роль Иннокентия Смоктуновского, за которым тянулся шлейф прославленных классических ролей: князь Мышкин, Гамлет, Царь Федор Иоаннович. Его персонажи — далекие от обыденности — всегда отличались от «среды обитания». И пластика, и жесты, и манера речи: все какое-то чудное, «нездешнее». Сам актер говорил: «В каждой из моих ролей есть Гамлет». Все это предполагало, что его Иванов будет личностью не усредненной, а исключительной. Критики выразили различие двух версий емкой — почти крылатой — фразой: Леонов играет Ивано́ва, а Смоктуновский — Ива́нова.


Сложность мхатовского героя возникала оттого, что Смоктуновский — при тех ассоциациях, которые рождало его имя, — играл Иванова, страдающего от нереализованности, от кризиса. Иванова, похоронившего в себе Гамлета и Дон Кихота. «И. Смоктуновский играл человека, который с головой погрузился в былое и настоящего не видит. Его Иванов двигался сквозь спектакль нехотя, как сомнамбула», — писал К. Рудницкий. Понять состояние героя помогает запись Смоктуновского в своей актерской тетради — цитата из Блока: «Как тяжело ходить среди людей и притворяться не погибшим...».


Сценография Давида Боровского откликалась на такое решение персонажа. Как для роли оказалось важным прошлое актера, так и декорации вызывали в памяти чеховские спектакли, ставшие уже культурным мифом. Фронтон барского дома, колонны, флигеля были атрибутами этого мифа. Такое ощущение, писала Н. Крымова, что художник взял старую — 1904 года — мхатовскую декорацию к «Иванову» и вывернул наизнанку, «как выворачивают перчатку, сунув руку внутрь». Но от дома, обозначенного Боровским, не веяло теплом. Костюмы, как заметила Г. Бродская, были «выдержаны в приглушенной серой гамме — жизнь теряет цвет, догорает, угасает». А. Смелянский передал образ «заболевшего» пространства: «Сквозь стены дома мрачной тенью, как метастазы, проросли ветки оголенного осеннего сада. Иванов действовал в опустошенном, будто ограбленном пространстве, маялся, не находя себе места». Режиссер как будто захотел наметить классические контуры и в герое, и в сценографии: чтобы в то же время подвергнуть их коррозии.


То, каким в разных спектаклях представал Иванов, во многом определяло портрет его окружения. Оно бывало и безликой косной средой, и галереей ярких характеров. Захаров различие между Ивановым и его собеседниками размывал. Для Ефремова стала важной неоднородность состава действующих лиц. Здесь сосуществовали разные актерские манеры. Сложный, неоднозначный Иванов, словно отделенный ото всех невидимой стеной. Пронзительная, резкая, склонная к трагедийным тонам Сарра — Екатерина Васильева. Остальные — и это выделено в телеспектакле — были скомпрометированы, казались куда более понятными и даже плоскими. Зинаида Савишна — Евгения Ханаева, Лебедев — Андрей Попов, Боркин — Вячеслав Невинный создавались характерными красками.


Режиссеры по-разному воплощали самоубийство Иванова. По ремарке, он «отбегает в сторону и застреливается». Романтизированный Иванов — Борис Смирнов в спектакле Марии Кнебель (1955) расталкивал гостей, освобождая себе место. Герою Леонова кто-то подавал пистолет на подносе: настолько стерт был момент личного выбора. У Ефремова никто не вынимал пистолет, не было звука выстрела. К. Рудницкий писал: вся роль Смоктуновского итак «сплошной реквием», и «картинная мизансцена самоубийства не нужна». Толпа вдруг расступалась — и зрители видели распростертое тело Иванова. Он лежал у ног двух символичных старух, глядящих куда-то в пустоту.

ВИДЕО

Смотрите также

  • Драма
  • Александр Марин
  • 2016
  • 160 мин

Московский театр-студия под руководством О. Табакова

  • Драма
  • Олег Табаков
  • 1978
  • 153 мин

Театр «Современник»

  • Драма
  • Евгений Симонов
  • 1978
  • 108 мин

Государственный академический театр имени Е.Б. Вахтангова

Мастер библейских сюжетов и портретов интеллигенции

Николай Ге. Галерея картин

Героям всех времен посвящается

С Днем защитника Отечества!

Поэтичные образы природы Федора Васильева

Галерея картин

Буйство красок на картинах Петра Кончаловского

Ко дню рождения художника

Чем мы хуже киногероев?

Веселимся, ожидая Масленицу!

Ученик Малевича и Кандинского

Авангардные картины Александра Лабаса

Триумфальная песня из «Бременских музыкантов»

Вспоминаем музыку Геннадия Гладкова

Не любить — значит не жить

Романтичные сцены из советского кино

Любовь Орлова - звезда первых советских кинокомедий

Актриса, которая умела делать все

Новая интерпретация комедии Николая Гоголя от театра Александра Калягина.

Подробнее

Вышло масштабное обновление проекта.

Подробнее

Предлагаем посетить культурные мероприятия региона в марте.

Подробнее

Показы на сценах и в кинозалах, образовательные программы — и лучшие постановки прошлого сезона.

Подробнее

Стартовал интерактивный проект галереи и блог-платформы LiveJournal.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть