Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модернъ»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Счастье мое

Тульский академический театр | 2014 | Россия | Драма | 113 мин.
Режисcёр: Дмитрий Краснов
В ролях: Полина Шатохина, Сергей Пыжов, Наталья Савченко, Николай Бутенин, Егор Журавлёв, Андрей Сидоренко
3953

«Ему некуда деваться, его предала любимая девушка, оттого он хмур, недоволен, придирчив. А она устроена так, что всему радуется: жизни, зиме, солнцу, луне, морозу, и ему, привлекательному молодому человеку в бескозырке и клешах, который сегодня оказался рядом с ней случайно, но, может быть, и не случайно, а закономерно! Ей 18 лет, а ему — 20!» и он говорит ей: «Счастье моё!».


Анонс спектакля Тульского академического театра драмы почти мгновенно обнаруживает происхождение истории — это из той самой прекраснодушной советской драматургии, которую много лет назад безжалостно ругали за мелкотемье. Из тех историй, которые трогают именно простотой и узнаваемостью человеческой истории, из тех спектаклей, которые радуют тех, кто приходит в театр попереживать, а в финале «Счастья...» в зале многие тянут к лицу платки, промокая навернувшиеся слезы. Это — человеческий театр, и в нём есть место каким-то удачным находкам в области театральной формы, но обращён он в первую очередь — к чувствам. Впрочем, и к исторической памяти тоже, поскольку действие разворачивается в некоем давно прошедшем советском прошлом, бедном, даже нищем, с убогим бытом. Но почти что полная от быта свобода точно укрупняла и освобождала пространство для проявления чувств, лучших чувств. Режиссёр спектакля Дмитрий Краснов эту «взаимосвязь» пространства и времени с лирическими приключениями героев как-то очень явственно предъявляет в «Счастье моём».


Автор пьесы Александр Червинский больше знаменит как сценарист «Приключений неуловимых», а в этой истории про бумажный патефон (есть, кстати, и фильм, снятый в конце 80-х) трогает подлинностью описываемой жизни, даже простотой истории, напоминающей в некоторых своих — не только бытовых деталях — о подлинности и простоте историй Виктора Розова, или даже конкретно — «Варшавскую мелодию» Леонида Зорина. И там, и тут мелодраматическая пружина не в силах распрямиться. У Зорина герой — с фронта, здесь — курсант. Резкие повороты большой истории мешают развернуться и двигаться по прямой маленьким человеческим историям. «Счастье моё...» — яркий пример жертвоприношения любви, — говорит режиссёр Дмитрий Краснов. - Сегодня любовь пропитана эгоизмом, торжеством личного «я», желанием плотского наслаждения. А ценность человека в его духовном богатстве — об этом пьеса, об этом спектакль».


Время трудно поддается воспроизведению, а в спектакле Тульского театра удалось точно и деликатно «врезать» в сценическое повествование документальную хронику (сценография Ирины Блохиной). Война только-только закончилась, следы её — и в кадрах хроники и в бедном быте, воспроизведенном на сцене какими-то островками, заполненными школьной мебелью, а в углу — сиротливая раскладушка Виктории, которая сама — сирота. Раскладушка в углу кабинета ботаники.


Атмосфера далекого 1947 года, подчеркнутая чёрно-белыми мелькающими кадрами, подхватывается открытостью лиц, какою-то особой звонкостью голосов. Выражением лиц, не тронутых современной иронией, — дистанцию здесь подчёркивают иначе — «подключением» всего происходящего к радио. Комментарий сидящей в зале за письменным столом с настольной старинной лампой Натальи Савченко связывает прошлое и настоящее. Её комментарий ровный, отстранённый «голос из репродуктора» — ещё одна важная «направляющая» спектакля Дмитрия Краснова. Здесь и брехтовский голос от театра, и лишенный иронического подтекста насмешки над прямодушием юных героев послевоенной поры. Голос ее, впрочем, далек от канонических образцов того старого правильного радио, зато он мгновенно отсылает к эпохе поэтов, так не любивших, когда их называли поэтессами, с папиросой во рту, а голос — прокуренный, с надсадой, суровый и правдивый. Савченко здесь — и голос, и лицо времени, поскольку в какой-то момент оставляет свой боевой пост у микрофона и выходит на сцену в роли уже не закадровой, а совершенно конкретной Лидии Ивановны, директора школы, которая всё понимает. В строгом черном платье, с корзинкой на голове.


«Счастье моё» — спектакль сразу нескольких очень точно и подробно сделанных ролей. Полина Шатохина в роли Виктории — пожалуй, первая в этом списке. Но даже вполне современный сегодняшний мальчик в роли Егора Журавлева органично вошел в атмосферу спектакля, почувствовав подлинность происходящего. Андрей Сидоренко в роли учителя Оскара Борисовича, кажется, сам переживает за своего героя, сострадает ему. Это помогает ему «пережить» какие-то совершенно цирковые, клоунские гэги, не оставаться там, на территории фарса, бытового комикования, так что «нос в молоке» становится еще одной историей об одиночестве, пантомимой (у актера нет ни единого слова) о жизни, проходящей в полнейшем и беспросветном уединении. Как написала одна из первых зрителей, «у спектакля есть место и время, приметы его ощутимы и весомы, почему же он не выходит тяжеловесным и пахнущим архивной пылью и казенной скукой провинциального реализма? Почему он разом трепетный и полнокровный и — почти бестелесный, как главная героиня. Это невозможная девочка с мальчишечьими углами плеч, коротко стриженная, смешная и неотразимая, знающая, что ей так мало отмерено, и спешащая жить, радоваться жить». Так что суровые валенки и не менее строгое коричневое платье, как и мальчишеская причёска, не в силах скрыть ее женственности и женской красоты.

ВИДЕО

Смотрите также

  • Драма
  • Виктор Станицын
  • 1976
  • 162 мин

Московский художественный академический театр им. М. Горького (МХАТ)

  • Драма
  • Василий Чириков
  • 1987
  • 136 мин

Государственный академический Малый театр

  • Драма
  • Николай Кузнецов
  • 1992
  • 107 мин

Государственный академический Большой театр

Первый бал Наташи Ростовой

Вспоминаем звездную роль Людмилы Савельевой

Мастер русской исторической картины

Виртуальная галерея работ Василия Сурикова

Виват, Дмитрий Харатьян!

Видеоролик из образов любимого актера

Празднуем Международный день объятий

В объятиях героев советского кино

Ко дню рождения Валентина Серова

Виртуальная галерея знаменитых работ художника

Испанская цыганка, возлюбленная короля

Знойная роль Анны Самохиной

Эффект Льва Кулешова

Прием монтажа, который вошел в историю мирового кинематографа

Международный праздник вежливости

Всемирный день «спасибо»

ГУМ — живой музей в центре Москвы

Краткая история главного магазина страны

Лучшие полотна Василия Перова

Картины одного из первых передвижников

Танцевальные, театральные и музыкальные фестивали, цирковые шоу и выставки.

Подробнее

Выбираем выставки февраля вместе с порталом «Культура.РФ».

Подробнее

Мы подготовили для вас подборку интересных событий Петербурга на этих выходных.

Подробнее

Планируемые даты проведения выставок — с апреля по июль 2017 года.

Подробнее

Фестиваль продлится до апреля 2017 года.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть