Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модернъ»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Самолет Вани Чонкина

Хабаровский краевой музыкальный театр | 2012 | Россия | Драма | 145 мин.
Режисcёр: Владимир Войнович
В ролях: Татьяна Маслакова, Игорь Желтоухов, Валерий Хозяйчев, Людмила Блок, Алексей Беда, Станислав Боридко, Денис Желтоухов, Владлен Павленко, Виталий Черятников, Юлия Лакомая
774

«Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина (Лицо неприкосновенное)» (1963-1969) — знаменитый роман-анекдот Владимира Войновича, первая книга трилогии, в которую позднее вошли романы «Претендент на престол» (1979) и «Перемещенное лицо» (2007).


Действие романа происходит в 1941 году в СССР в канун Великой Отечественной войны в деревушке Красное, где совершает вынужденную посадку военный самолет У-2. Не имея возможности отбуксировать крылатую машину в тыл для ремонта ввиду стремительного наступления немецких частей, командование решает выставить возле него пост. В качестве часового к самолету приставляют рядового Ивана Чонкина. Простодушный, с неказистой внешностью, он легко приживается в деревне и даже находит там подругу — почтальонку Нюру. Проблемы Чонкина начинаются после того, как корова Нюры поедает рассаду гибридов местного селекционера Кузьмы Гладышева, истового последователя сельскохозяйственных теорий Т. Лысенко. Мстительный колхозник пишет донос в НКВД, и на задержание «банды Чонкина» чекисты бросают целый полк Рабоче-Крестьянской Красной Армии. В финале романа Чонкина увозят чекисты, а нюркин мерин Осовиахим становится человеком и, погибая от шальной пули, просит в предсмертной записке считать его коммунистом.


Музыкальная версия романа В.Н. Войновича, конечно, далека от литературного оригинала. Сам писатель, познакомившись с либретто Ю.Ч. Кима, полушутливо заметил, что не нашел в тексте мюзикла ни одного своего слова.


Сюжетные мотивы и линии героев облечены в нем в форму частушек (их юмор далек от элегантности, а рифмы весьма откровенны и простонародны), превращающую музыкальную версию романа в лубочное действо, в котором все построено на реминисценциях, цитатах из популярных советских песен и фрагментов советских музыкальных комедий, где перемешаны речевки и марши и над всем витает дух пародии на советскую оперетту.


Музыка В.С. Дашкевича тоже откровенно пародийна, а в мелодиях (даже в большей, чем в либретто, степени построенных на цитатности) преобладает куплетность, свойственная для характерных каскадных опереточных номеров. Пародия на оперетту предпослана и в видеообращении известного актера А.Г. Филиппенко, читающего с экрана перед началом спектакля стихотворение Ю.Е. Ряшенцева «Зачем России оперетта?».


Авторы определили свой мюзикл как народный балаган. И в нем, действительно, очень многое идет от народной, русского розлива, комедии масок, для которой современная критика быстро нашла термин «скоморошья совкомедия».


Сценографию спектакля-пародии тоже определяет набор «штампов» соцреализма: противопоставленные друг другу на сцене карикатурный Сталин со своей знаменитой трубкой, восседающий на фоне кремлевской стены за столом-мавзолеем, и кабаретный Гитлер в шарфике, крутящий фуэте; между ними смеется, танцует и поет на разные лады колхоз Красный Хомут, на который сверху падает тот самый, чонкинский, самолет.


Владимир Оренов ставит веселый спектакль с грустинкой, и поэтому Чонкин у него более добродушный и обаятельный, чем в романе, а актеры весь спектакль уверенно балансируют на той грани, когда балаган рискует перейти в безвкусицу. Однако именно этого и не происходит: жанровые навыки позволяют театру удержаться от перебора.


Не случайно превращаясь из действующих лиц романа в театральных клоунов и скоморохов, герои спектакля словно говорят нам о том, что их веселье на краю пропасти и что они прекрасно понимают: уже висит над ними призрак репрессий и совсем близкими всполохами отмечается война. И весь этот балаган — отчасти от отчаяния, и что реальность и вымысел уже давно слились в сознании героев в то, что мы называем «наша жизнь», и что спасение в одном — поднять в воздух злополучный, с изумрудными крыльями самолет и улететь... И он-таки летит...

ВИДЕО

Смотрите также

  • Драма
  • Ион Тигиняну
  • 1989
  • 138 мин

Центральный академический театр Российской армии

  • Драма
  • Кирилл Серебренников
  • 2013
  • 80 мин

Московский международный Дом музыки

  • Драма
  • Талгат Баталов
  • 2016
  • 137 мин

Тверской театр юного зрителя

Ко дню рождения Валентина Серова

Виртуальная галерея знаменитых работ художника

Испанская цыганка, возлюбленная короля

Знойная роль Анны Самохиной

Эффект Льва Кулешова

Прием монтажа, который вошел в историю мирового кинематографа

Международный праздник вежливости

Всемирный день «спасибо»

ГУМ — живой музей в центре Москвы

Краткая история главного магазина страны

Лучшие полотна Василия Перова

Картины одного из первых передвижников

Пусть будет лучшим Новый год!

«Культура.РФ» поздравляет с Новым годом и Рождеством!

Семен Фарада

Формула нашей любви

Выйди скорей, Татьяна!

Советская серенада с Анатолием Кузнецовым

Танцевальные, театральные и музыкальные фестивали, цирковые шоу и выставки.

Подробнее

Выбираем выставки февраля вместе с порталом «Культура.РФ».

Подробнее

Мы подготовили для вас подборку интересных событий Петербурга на этих выходных.

Подробнее

20 января в ГМИИ им. А.С. Пушкина открывается фестиваль «Пятницы в Пушкинском».

Подробнее

В выставках примут участие ведущие мировые музеи и знаменитые частные коллекционеры.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть