Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модернъ»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Самолет Вани Чонкина

Хабаровский краевой музыкальный театр | 2012 | Россия | Драма | 145 мин.
Режисcёр: Владимир Войнович
В ролях: Татьяна Маслакова, Игорь Желтоухов, Валерий Хозяйчев, Людмила Блок, Алексей Беда, Станислав Боридко, Денис Желтоухов, Владлен Павленко, Виталий Черятников, Юлия Лакомая
725

«Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина (Лицо неприкосновенное)» (1963-1969) — знаменитый роман-анекдот Владимира Войновича, первая книга трилогии, в которую позднее вошли романы «Претендент на престол» (1979) и «Перемещенное лицо» (2007).


Действие романа происходит в 1941 году в СССР в канун Великой Отечественной войны в деревушке Красное, где совершает вынужденную посадку военный самолет У-2. Не имея возможности отбуксировать крылатую машину в тыл для ремонта ввиду стремительного наступления немецких частей, командование решает выставить возле него пост. В качестве часового к самолету приставляют рядового Ивана Чонкина. Простодушный, с неказистой внешностью, он легко приживается в деревне и даже находит там подругу — почтальонку Нюру. Проблемы Чонкина начинаются после того, как корова Нюры поедает рассаду гибридов местного селекционера Кузьмы Гладышева, истового последователя сельскохозяйственных теорий Т. Лысенко. Мстительный колхозник пишет донос в НКВД, и на задержание «банды Чонкина» чекисты бросают целый полк Рабоче-Крестьянской Красной Армии. В финале романа Чонкина увозят чекисты, а нюркин мерин Осовиахим становится человеком и, погибая от шальной пули, просит в предсмертной записке считать его коммунистом.


Музыкальная версия романа В.Н. Войновича, конечно, далека от литературного оригинала. Сам писатель, познакомившись с либретто Ю.Ч. Кима, полушутливо заметил, что не нашел в тексте мюзикла ни одного своего слова.


Сюжетные мотивы и линии героев облечены в нем в форму частушек (их юмор далек от элегантности, а рифмы весьма откровенны и простонародны), превращающую музыкальную версию романа в лубочное действо, в котором все построено на реминисценциях, цитатах из популярных советских песен и фрагментов советских музыкальных комедий, где перемешаны речевки и марши и над всем витает дух пародии на советскую оперетту.


Музыка В.С. Дашкевича тоже откровенно пародийна, а в мелодиях (даже в большей, чем в либретто, степени построенных на цитатности) преобладает куплетность, свойственная для характерных каскадных опереточных номеров. Пародия на оперетту предпослана и в видеообращении известного актера А.Г. Филиппенко, читающего с экрана перед началом спектакля стихотворение Ю.Е. Ряшенцева «Зачем России оперетта?».


Авторы определили свой мюзикл как народный балаган. И в нем, действительно, очень многое идет от народной, русского розлива, комедии масок, для которой современная критика быстро нашла термин «скоморошья совкомедия».


Сценографию спектакля-пародии тоже определяет набор «штампов» соцреализма: противопоставленные друг другу на сцене карикатурный Сталин со своей знаменитой трубкой, восседающий на фоне кремлевской стены за столом-мавзолеем, и кабаретный Гитлер в шарфике, крутящий фуэте; между ними смеется, танцует и поет на разные лады колхоз Красный Хомут, на который сверху падает тот самый, чонкинский, самолет.


Владимир Оренов ставит веселый спектакль с грустинкой, и поэтому Чонкин у него более добродушный и обаятельный, чем в романе, а актеры весь спектакль уверенно балансируют на той грани, когда балаган рискует перейти в безвкусицу. Однако именно этого и не происходит: жанровые навыки позволяют театру удержаться от перебора.


Не случайно превращаясь из действующих лиц романа в театральных клоунов и скоморохов, герои спектакля словно говорят нам о том, что их веселье на краю пропасти и что они прекрасно понимают: уже висит над ними призрак репрессий и совсем близкими всполохами отмечается война. И весь этот балаган — отчасти от отчаяния, и что реальность и вымысел уже давно слились в сознании героев в то, что мы называем «наша жизнь», и что спасение в одном — поднять в воздух злополучный, с изумрудными крыльями самолет и улететь... И он-таки летит...

ВИДЕО

Смотрите также

  • Драма
  • Игорь Владимиров
  • 1975
  • 122 мин

Санкт-Петербургский государственный академический театр имени Ленсовета

  • Драма
  • Алина Казьмина
  • 1986
  • 55 мин
  • Драма
  • Юрий Муравицкий
  • 2012
  • 153 мин
Атака смелая, удар и - гол!

10 декабря - Всемирный день футбола

Самый известный русский импрессионист

Константин Коровин

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Подборка интересных событий.

Подробнее

Жюри крупнейшей литературной награды России «Большая книга» объявило лауреатов.

Подробнее

Проект включает работы из собрания московской галереи «Веллум» и крупных частных коллекций.

Подробнее

Прогуляться по Большому театру теперь можно не выходя из дома — на панорамной видеоэкскурсии по историческому зданию.

Подробнее

В Государственном музее Пушкина на Пречистенке развернута выставка «А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». К 180-летию публикации».

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть