Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модерн»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Самолет Вани Чонкина

Хабаровский краевой музыкальный театр | 2012 | Россия | Драма | 145 мин.
Режисcёр: Владимир Войнович
В ролях: Татьяна Маслакова, Игорь Желтоухов, Валерий Хозяйчев, Людмила Блок, Алексей Беда, Станислав Боридко, Денис Желтоухов, Владлен Павленко, Виталий Черятников, Юлия Лакомая
894

«Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина (Лицо неприкосновенное)» (1963-1969) — знаменитый роман-анекдот Владимира Войновича, первая книга трилогии, в которую позднее вошли романы «Претендент на престол» (1979) и «Перемещенное лицо» (2007).


Действие романа происходит в 1941 году в СССР в канун Великой Отечественной войны в деревушке Красное, где совершает вынужденную посадку военный самолет У-2. Не имея возможности отбуксировать крылатую машину в тыл для ремонта ввиду стремительного наступления немецких частей, командование решает выставить возле него пост. В качестве часового к самолету приставляют рядового Ивана Чонкина. Простодушный, с неказистой внешностью, он легко приживается в деревне и даже находит там подругу — почтальонку Нюру. Проблемы Чонкина начинаются после того, как корова Нюры поедает рассаду гибридов местного селекционера Кузьмы Гладышева, истового последователя сельскохозяйственных теорий Т. Лысенко. Мстительный колхозник пишет донос в НКВД, и на задержание «банды Чонкина» чекисты бросают целый полк Рабоче-Крестьянской Красной Армии. В финале романа Чонкина увозят чекисты, а нюркин мерин Осовиахим становится человеком и, погибая от шальной пули, просит в предсмертной записке считать его коммунистом.


Музыкальная версия романа В.Н. Войновича, конечно, далека от литературного оригинала. Сам писатель, познакомившись с либретто Ю.Ч. Кима, полушутливо заметил, что не нашел в тексте мюзикла ни одного своего слова.


Сюжетные мотивы и линии героев облечены в нем в форму частушек (их юмор далек от элегантности, а рифмы весьма откровенны и простонародны), превращающую музыкальную версию романа в лубочное действо, в котором все построено на реминисценциях, цитатах из популярных советских песен и фрагментов советских музыкальных комедий, где перемешаны речевки и марши и над всем витает дух пародии на советскую оперетту.


Музыка В.С. Дашкевича тоже откровенно пародийна, а в мелодиях (даже в большей, чем в либретто, степени построенных на цитатности) преобладает куплетность, свойственная для характерных каскадных опереточных номеров. Пародия на оперетту предпослана и в видеообращении известного актера А.Г. Филиппенко, читающего с экрана перед началом спектакля стихотворение Ю.Е. Ряшенцева «Зачем России оперетта?».


Авторы определили свой мюзикл как народный балаган. И в нем, действительно, очень многое идет от народной, русского розлива, комедии масок, для которой современная критика быстро нашла термин «скоморошья совкомедия».


Сценографию спектакля-пародии тоже определяет набор «штампов» соцреализма: противопоставленные друг другу на сцене карикатурный Сталин со своей знаменитой трубкой, восседающий на фоне кремлевской стены за столом-мавзолеем, и кабаретный Гитлер в шарфике, крутящий фуэте; между ними смеется, танцует и поет на разные лады колхоз Красный Хомут, на который сверху падает тот самый, чонкинский, самолет.


Владимир Оренов ставит веселый спектакль с грустинкой, и поэтому Чонкин у него более добродушный и обаятельный, чем в романе, а актеры весь спектакль уверенно балансируют на той грани, когда балаган рискует перейти в безвкусицу. Однако именно этого и не происходит: жанровые навыки позволяют театру удержаться от перебора.


Не случайно превращаясь из действующих лиц романа в театральных клоунов и скоморохов, герои спектакля словно говорят нам о том, что их веселье на краю пропасти и что они прекрасно понимают: уже висит над ними призрак репрессий и совсем близкими всполохами отмечается война. И весь этот балаган — отчасти от отчаяния, и что реальность и вымысел уже давно слились в сознании героев в то, что мы называем «наша жизнь», и что спасение в одном — поднять в воздух злополучный, с изумрудными крыльями самолет и улететь... И он-таки летит...

ВИДЕО

Смотрите также

  • Драма
  • Виктор Станицын
  • 1976
  • 162 мин

Московский художественный академический театр им. М. Горького (МХАТ)

  • Драма
  • Виктор Рыжков
  • 1982
  • 136 мин

Государственный академический Малый театр

  • Драма
  • Евгений Симонов
  • 1973
  • 125 мин

Государственный академический театр имени Е.Б. Вахтангова

Бывалый из известного кинотрио

27 апреля - день рождения актера и режиссера Евгения Моргунова

Иван Грозный, Ипполит, Стива Облонский

25 апреля - день рождения актера Юрия Яковлева

Вспоминаем Георгия Вицина

Видеоролик из ролей замечательного актера

Международный день цирка

«Цирк - это вечный праздник взрослых и ребят!»

Вспоминаем советские боевики

Благородные герои в борьбе за справедливость

Вспоминаем любимых героев мультиков

Классика советской анимации

От купольного храма до хрущевки

Краткий путеводитель по архитектурным стилям российских городов

Золотое кольцо России

Виртуальное путешествие по древним городам

Великий комбинатор советского кино

Вспоминаем известные роли Сергея Юрского

В этом году она будет посвящена 100-летнему юбилею Революции 1917 года.

Подробнее

Самые любопытные майские выставки крымских музеев в подборке портала «Культура.РФ».

Подробнее

Проект посвящен древнерусскому искусству первой половины — середины XVI столетия.

Подробнее

На состязаниях участников в 31 номинации выбрали лучших.

Подробнее

Премьера картины «Один день Ивана Денисовича» ожидается в 2018 году.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть