Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модернъ»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Усвятские шлемоносцы

Самарский академический театр драмы имени М. Горького | 1982 | СССР | Драма | 140 мин.
Режисcёр: Петр Монастырский, Анна Черемесина
В ролях: Иван Морозов, Наталья Радолицкая, Сергей Пономарёв, Владимир Борисов, Ольгерд Тарасов, Дий Букин, Юрий Александров, Николай Кружков, Николай Кузьмин, Виктор Татаринцев
2074

Небольшая по объему, но необычайно емкая по содержанию, почти былинная, «богатырская» повесть Евгения Носова «Усвятские шлемоносцы» является памятником русскому крестьянству, ставшему той народной армией, которая остановила врага и водрузила флаг Победы над рейхстагом. Победила и погибла... Потери при достижении этой Победы были таковы, что дальнейшую трагическую участь русской деревни можно было предвидеть.


В 1980 году Петр Монастырский ставит пьесу на сцене Куйбышевского театра драмы. За эту постановку в 1981 году он был удостоен Золотой медали имени А.Д. Попова. «Усвятские шлемоносцы» ‒ один из лучших спектаклей знаменитого режиссёра.


Традиционно литературная критика причисляет Евгения Носова к писателям-деревенщикам. В повести «Усвятские шлемоносцы» (1977) рассказывается о последних мгновениях трудовой и семейной деревенской идиллии ‒ нескольких днях сенокоса в июне 1941, накануне отправки мужчин на фронт. Природное исконное миролюбие русского народа-хлебопашца противопоставляется неестественности и даже богопротивности обращения земледельца в солдата. Автор признавался, что произведение задумано как «литературная симфония, с обобщениями и философскими раздумьями». Это «повесть... даже не о войне как таковой, не о боях, не о баталиях, а лишь о том, как весть о ней пришла в глубинное русское село и как люди привыкали к мысли, что нужно оставить свои пашни, сенокос, поле, своих близких и идти на защиту родной земли».


Спектакль, вслед за повестью, задуман и исполнен как откровение о достоинстве русского человека. Он наполнен картинами земного, предшествующего войне бытования: работа, дом, дети... Еще нет войны — война ощущается как прекращение этого земного. Новобранцы собрались у дедушки Селивана выпить, поделиться сокровенным. Старик достает свою книгу и открывает ошарашенным мужикам подлинное значение их собственных имен. Николай оказывается «победителем», Алексей «защитником», Касьян «шлемоносцем», то есть усвятские мужики являются по именам своим еще и ратниками, «имеющими указание к воинскому делу». «Токмо детей стращать», ‒ думает Касьян по возвращении домой.


На сцене бытовые рассказы тесно переплетаются с мифологией. Из своего детства Касьян помнит причитания бабушки о змеях, якобы водящихся в страшном лесу близ деревни Усвяты, где они жили и где происходит действие повести: «Как у сгинь-болота жили три змеи: как одна змея закликуха, как вторая змея заползуха, как третья змея веретенка...» Образы змей как колдовской, нечистой силы в представлениях русских совпадают с толкованием образов драконов в Откровении: они суть воплощения сатаны.


Еще в «Усвятских шлемоносцах» четыре всадника. Бригадир «воевода» Иван Дронов, «все с той же непроходящей сумрачной кривиной на сомкнутых губах» — он одним из первых усвятцев добровольно уйдет на войну. Колхозник Давыдко, принесший на покос весть о начавшейся войне: «дочерна запеченный мужик в серебре щетины по впалым щекам» — и скакал-то с вестью «локти крыльями, рубаха пузырем». Третий всадник прибыл в Усвяты с повестками о мобилизации на войну: «верховой, подворачивая словно факелом подпаливал подворья, и те вмиг занимались поветренным плачем и сумятицей, как бывает только в российских бесхитростных деревнях, где не прячут ни радости, ни безутешного горя». Последний, четвертый, всадник в повести — лейтенант из военкомата, организующий сбор призывников и отправку их в части — появляется, действительно, будто с иного Света. «У перил остановился непривычный для здешнего глазу, никогда дотоль не бывавший в Усвятах военный, опоясанный по темно-зеленой груди новыми ремнями, в круглой, сиявшей козырьком фуражке и крепких высоких сапогах, казавшийся каким-то странным пугающим пришельцем из неведомых обиталищ, подобно большой и непонятной птице, вдруг увиденной вот так вблизи на деревенском прясле. Смугло выдубленное лицо его было сурово и замкнуто, будто он ничего не понимал по-здешнему...»


Отношения Человека в семье основаны на любви — Касьян любит жену и детей и испытывает ответную любовь. С кончиной Касьяна прекращается полнокровная жизнь не только в русской деревне Усвяты, но и во всем Свете, ибо этот Свет ущербен без него, неполон и естественным образом как бы обречен на угасание. Человек в спектакле «Усвятские шлемоносцы» есть существо природное, цельное и одушевленное, привязанное к жизни, влюбленное в Свет и суть его — забота. Он естественен в этом Свете и составляет его главную величину.

ВИДЕО

Смотрите также

  • Драма
  • Валерий Фокин
  • 1987
  • 166 мин

Московский драматический театр имени М.Н. Ермоловой

  • Драма
  • Александра Ремизова
  • 1975
  • 148 мин

Государственный академический театр имени Е.Б. Вахтангова

  • Драма
  • Александр Огарёв
  • 2013
  • 143 мин

Театр «Современник»

Ко дню рождения Валентина Серова

Виртуальная галерея знаменитых работ художника

Испанская цыганка, возлюбленная короля

Знойная роль Анны Самохиной

Эффект Льва Кулешова

Прием монтажа, который вошел в историю мирового кинематографа

Международный праздник вежливости

Всемирный день «спасибо»

ГУМ — живой музей в центре Москвы

Краткая история главного магазина страны

Лучшие полотна Василия Перова

Картины одного из первых передвижников

Пусть будет лучшим Новый год!

«Культура.РФ» поздравляет с Новым годом и Рождеством!

Семен Фарада

Формула нашей любви

Выйди скорей, Татьяна!

Советская серенада с Анатолием Кузнецовым

«Наконец сбываются все мечты…»

Счастливого Нового года!

20 января в ГМИИ им. А.С. Пушкина открывается фестиваль «Пятницы в Пушкинском».

Подробнее

В выставках примут участие ведущие мировые музеи и знаменитые частные коллекционеры.

Подробнее

Мы подготовили подборку событий, посетив которые вы сможете узнать больше.

Подробнее

Читайте и выбирайте, чем заняться в январе в Москве.

Подробнее

Экспозиция «Рисунки Климта и Шиле из собрания музея Альбертина (Вена)» начнет работу осенью 2017 года.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть