16+

Носороги

Комедия
2011
128 мин
Россия
Видео будет доступно после получения разрешения правообладателя

«Будет большой ошибкой, если мы посчитаем, что «театр абсурда» — это театр вне логики. Как раз наоборот. Эта пьеса — оздоровительная пощечина и в наше время, и на будущее. Ее философская насмешливость актуальна и сейчас, это вообще одна из лучших пьес XX века, пьеса-предупреждение на все времена. К тому же она бесконечно театральна и ее будет очень приятно играть», — говорит режиссер Марк Розовский.

Драма Эжена Ионеско «Носороги», одна из интереснейших пьес XX века, написана в 1959 году; неоднократно искусствоведы, журналисты включали ее в различные рейтинги популярности. Она отобразила тенденции развития человеческого общества (вне границ времени и пространства). В самом деле, в «Носорогах» разыгрывается драма Личности (Беранже), индивидуального сознания в столкновении с общественными механизмами. Ионеско утверждает, что идея имеет цену и смысл, пока она не пленила сознание многих, так как тогда она становится идеологией. А это уже опасно. Это уже — толпа, «носороги». Во втором действии пьесы есть замечательная сцена, подтверждающая «заразность идеологии». По улицам города уже маршируют носороги, в комнате у Беранже собрались трое: он сам, его возлюбленная Дэзи и Дюдар. Конечно, обсуждают городскую новость — кто уже стал носорогом, а кто еще нет. Дюдар пытается успокоить компанию: собственно, нет ничего ужасного в том, чтобы превратиться в носорога. В сущности, они вовсе не злые и у них есть какое-то природное простодушие. Многие порядочные люди совершенно бескорыстно согласились стать носорогами, например Папийон (начальник в конторе). Беранже радуется тому, что остались еще несгибаемые люди. Вот если бы найти Логика, который сумеет объяснить природу этого безумия! Выясняется, что Логик уже превратился в зверя: его можно узнать по шляпе-канотье, проткнутой рогом. Беранже удручен: сначала Жан — такая яркая натура, поборник гуманизма и здорового образа жизни, а теперь и Логик! Вдруг Дюдар принимает внезапное решение стать носорогом. Беранже тщетно пытается отговорить его: Дюдар уходит, и Дэзи, выглянув в окно, говорит, что он уже присоединился к стаду.

Учитывая время, когда написана пьеса, Ионеско волнует проблема наступающего воинствующего тоталитаризма. Муссолини, Сталин, Мао или Ионеско — всегда где-то найдется идол, которого обожествляют, которому поклоняется толпа. Но именно идол обращается к толпе, а не к человеку.

Он считал, что цель театра — показать человеку его самого, чтобы освободить от страха перед обществом, перед государством, перед окружением.

«Реализм, социалистический или нет, остается вне реальности. Он сужает, обесцвечивает, искажает ее… Изображает человека в перспективе уменьшенной и отчужденной. Истина в наших мечтах, в воображении… Подлинное существо только в мифе…» — Эжен Ионеско.

В этом спектакле Марка Розовского замечательно сделан финал, когда на сцену выходят все действующие лица пьесы… «Кто все эти люди? Или носороги?» — спрашивает Беранже, стоя во фраке с цветком в петлице, но в семейных трусах, одном носке, стоптанных туфлях. То ли не успел одеться, то ли, наоборот, оделся в то, что нашел. А действительно, кто они? Масок нет, накладок тоже нет, рога на голове нет, но это носороги. Чуть изменилась пластика, другой наклон головы, походка, по-другому открывают рот для «рева», по-другому отражаются в глазах Беранже… Уметь надо такое придумать!

«Я так хотел изменить себя, — продолжает Беранже. — Поздно раскаиваться, надо было идти за ними вовремя. Делать нечего. Один против всех — буду защищаться. Где мое ружье? (и выпивает рюмку какого-то алкоголя; все носороги гомерически хохочут). Я последний человек и останусь человеком до конца! Я не сдамся!»

Все это смешно, почти отвязно, никакой грусти, очень оптимистично. Видимо, дело еще в актере, который играет Беранже.

Марк Розовский так написал в свое время о заслуженном артисте России Юрии Голубцове: «Комик! Это если одним словом. Но лучше несколькими: Его Величество Комик! Ибо нет для меня звания выше, таланта дороже, чем комический артист. Бывший школьный учитель истории Юрий Голубцов прошел рядом со мной весь 30-летний путь театра. Этически безупречный, безотказный трудяга вырос в выдающегося артиста, чье мастерство не замечено критикой, но в полной мере оценивается зрителем на каждом спектакле с его участием. Одно слово — Комик. Но лучше: его Величество Комик!..»

Режиссер: Марк Розовский
В ролях: Юрий Голубцов, Максим Заусалин, Наталья Драйчик, Александр Бычков, Александр Чернявский, Фатима Абаскулиева, Маргарита Рассказова, Владимир Федоров, Денис Сарайкин, Ольга Лебедева, Владимир Давиденко, Александр Лукаш, Юрий Шайхисламов, Ирина Морозова

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна