Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модернъ»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Зеленая зона

Омский академический драматический театр | 2012 | Драма | 110 мин.
Режисcёр: Евгений Марчелли
В ролях: Владислав Пузырников, Николай Михалевский, Валерия Прокоп, Татьяна Филоненко, Сергей Сизых, Владимир Авраменко, Наталья Василиади, Алексей Манцыгин, Марина Кройтор, Александр Гончарук, Юлия Пошелюжная, Владимир Девятков, Елизавета Романенко, Алина Егошина, Игорь Костин
2377

Пьеса Михаила Зуева «Зеленая зона» впервые была поставлена Евгением Марчелли: не в Омской драме с репутацией едва не лучшего театра российской провинции, а на сцене Тильзит-театра в скромном замкнутом городке Советске. О драматурге в те годы никто не знал, режиссер только начинал обретать известность (только в будущем пьесу гостеприимно примут многие театры, а Марчелли станет одной из основных фигур российской режиссуры).


Много позже, занимая пост главного режиссера Омской драмы, Марчелли вновь обратился к «Зеленой зоне» (был 2004 год). Это показалось передышкой, сменой «условий игры». Ведь Марчелли всегда тяготел к экспериментам с формой, к поэтическому высказыванию, к игровому театру (отчего иные критики называли его формалистом, а кто-то даже замахивался на понятие «авангард»). А здесь — незамысловатая история про подмосковный барак 1950-х, история комедийно-бытовая (хотя и с щемящей интонацией); текст рыхлый, далекий от композиционного совершенства. Особенно удивительно это было после «Дачников» Горького (перед этим поставленных Марчелли на омской сцене), которые явно заигрывали с публикой своей сложносочиненностью и ребусными ходами.


Сам режиссер вспоминал потом, что омскому театру нужна была пьеса с понятной всем житейской историей: «Уж очень много было в репертуаре театра спектаклей в стиле холодного эстетизма. Я чувствовал, что зрителям надо дать что-то простое, доброе, человечное. А прошло уже лет десять, как я ставил в Советске пьесу «Зеленая зона». Я решил в Омске поставить ее второй раз, но рассказать о романтике жизни в бараке несколько иначе. Получился совсем другой спектакль, более добрый, нежный, мягкий, ностальгичный, чем был в Тильзит-театре».


Обстоятельства пьесы позволяют зрителю сосредоточиться прежде всего на актерах, оживляющих сценические ситуации, — не на приемах режиссуры. А омский театр всегда славился прежде всего актерами, и, кстати, сам драматург имел большой актерский опыт и понимал театр в этом ракурсе. Пьеса намеренно сторонится жестких сюжетных связей, это скорее зарисовки из бедняцкой жизни обитателей подмосковного барака. Тут набор ярких социальных типов: от развязной шпаны до чахнувших в провинции красоток, от вечных простых работяг до интеллигентов-неудачников. При всей сюжетной аморфности в пьесе, конечно, есть нарастание напряжения, ситуативные пики, развязка. Жители барака убеждены, что их скоро переселят в многоквартирный дом, на эту тему мечтают и спорят; в финале же оказывается, как говорит Николай в исполнении Владимира Девяткова, — «кукиш вам». Но основные смыслы вычитываются не из событийного сцепления, а из этюдов, перекликающихся друг с другом. Вот Валя — Наталья Рыбьякова в семейной ссоре упрекает мужа Николая, что тот на все праздники дарит ей духи «Красная Москва». В одной из следующих сцен другая героиня, только вступающая во взрослую жизнь, получит в подарок от своего неоперившегося кавалера «Красную Москву». Обрадуется, чуть не завизжит. А зрителю станет грустно. В действиях молодых героев видишь отголоски жизни «предков» — и предчувствуешь их дальнейшую жизнь. Само сплетение ситуаций создает ощущение замкнутого круга, неотвратимой цикличности. «Режиссер Евгений Марчелли и художник Игорь Капитанов последовательно создают на сцене атмосферу безысходности, ибо, в отличие от героев, знают, что надеждам вряд ли суждено сбыться. Однако безысходность на сцене неразрывно, плотно связана с теплотой, состраданием, пониманием, и в этом художественная, человеческая значительность спектакля омского театра» (К. Щербаков).


Два действия спектакля различаются принципами режиссерского построения. В первом действии эпизоды резко отделены друг от друга. В декорации-стене раздвигаются двери, и на середину сцены выезжают фурки, передвижные платформы. Для каждого эпизода своя фурка. В пустое темное пространство вторгаются «островки» быта. Именно «островки»: сценография создает образ не надежного уютного дома, а нестабильного (хотя и обжитого) пристанища. В первом действии больше ощущается фон времени (режиссер не настаивает на приметах того или иного советского десятилетия). Персонажи живут под знаковые мелодии — шлягеры тех лет.


Во второй же части режиссер, образно говоря, так ставит свет, чтобы выявить суть этой жизни. Платформ уже нет, эпизоды разыгрываются на планшете сцены — проникая друг в друга. Зритель видит сразу несколько семей, словно отделенных друг от друга прозрачными стенками. Одни персонажи «ведут действие», другие — занимаются своими делами в глубине. Здесь, где стены фанерные (как говорится в пьесе), а мужьям приходится ночами закрывать рот своим женам, не скрыться друг от друга, вся личная жизнь — на обозрении. Советские шлягеры сменяются напряженными, почти трагическими аранжировками классики. Эти звуки только на первый взгляд не соответствуют «приземленному» существованию в бараке. На самом деле — это выражение скрытого, но глубокого дыхания жизни.


В финале Николай, чтобы изменить безысходную ситуацию, поджигает барак. Он готов взять вину за свой аффективный поступок. После нарочито долгой сцены бытовых криков, всеобщего галдежа действие переводится в иной — образный, символичный — регистр. Мрачное и дымное сценическое пространство раскрывается во всю ширину. Зритель видит молодых героев, на тросах подвешенных «между небом и землей»: драматург дает факт пожара глазами молодежи, которая в это время забралась на крышу, чтобы увидеть праздничные огни Москвы. Подвесив в этом распахнутом трагическом пространстве человечков-марионеток, со страхом всматривающихся в даль, режиссер явно намекнул на немалый масштаб поднятых проблем.

ВИДЕО

Смотрите также

  • Драма
  • Алла Мищук
  • 1971
  • 27 мин
  • Драма
  • Сергей Бобровский
  • 2012
  • 140 мин

Липецкий государственный академический театр драмы имени Л.Н. Толстого

  • Драма
  • Владимир Оренов
  • 2008
  • 136 мин

Челябинский театр юного зрителя

Атака смелая, удар и - гол!

10 декабря - Всемирный день футбола

Самый известный русский импрессионист

Константин Коровин

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Подборка интересных событий.

Подробнее

Жюри крупнейшей литературной награды России «Большая книга» объявило лауреатов.

Подробнее

Проект включает работы из собрания московской галереи «Веллум» и крупных частных коллекций.

Подробнее

Прогуляться по Большому театру теперь можно не выходя из дома — на панорамной видеоэкскурсии по историческому зданию.

Подробнее

В Государственном музее Пушкина на Пречистенке развернута выставка «А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». К 180-летию публикации».

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть