Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модернъ»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Старомодная комедия

Московский академический театр имени В.В. Маяковского | 1978 | Комедия | 92 мин.
Режисcёр: Андрей Гончаров, Алина Казьмина
В ролях: Лидия Сухаревская, Борис Тенин
5974

С Лидией Сухаревской, вернувшейся в Театр им. Вл. Маяковского, спустя двадцать с небольшим лет, и Борисом Тениным, который вместе со своей женой также пришел в труппу этого театра в 1974 году, главный режиссер А. Гончаров уже в сезоне 1975 — 1976 гг. выпустил спектакль «Старомодная комедия» на двух актеров.


Мелодрама А.Н. Арбузова так и написана: в списке действующих лиц обозначены два персонажа: Он — Родион Николаевич, врач в санатории на Рижском взморье, и Она — Лидия Васильевна, приехавшая из Москвы отдыхать по путевке, кассир в цирке. Время действия — конец шестидесятых годов прошлого века. Двух одиноких, пожилых людей сводит случай. Как часто бывает, первая их встреча совсем не обещает того, что у них обоих возникнет взаимное чувство. Врач вызывает отдыхающую для проработки, поскольку она нарушает режим. Вот и сейчас она вместо 10:00 является в два часа дня. Из жалоб становится известно, что Лидия Васильевна любит попеть ранним утром, ночью вылезает из окна, чтобы побродить по ночному взморью, а утром в ее расписании кормежка чаек. Не меньшее ее возмущение вызывает и анкета с вопросами о годе рождения и семейном статусе. Она дает исчерпывающий ответ доктору, что ей нет еще восьмидесяти.


При первом появлении Лидии Васильевны Жербер, доктор поначалу только так и обращается к ней — товарищ Жербер. Кажется, что она взбалмошная, эксцентричная особа, эгоистичная в своей исключительности. Пожилой доктор, привыкший к тихому распорядку и своей жизни, и санатория, где он уже долго служит, смотрит на товарища Жербер с нескрываемым раздражением. Сердечник, бросивший курить, и потому уже пятнадцать лет носит с собой жестяную коробочку с леденцами, ошеломлен новой отдыхающей. Поначалу каждая их встреча, начавшись с обмена колкостями, заканчивается весьма ощутимыми психологическими ударами, которые они наносят друг другу в пылу разгоревшегося спора. Он ей кричит, что она цинична, духовно распущена, а товарищ Жербер ехидно замечает и забытые им леденцы, и оторванную пуговицу на его пиджаке.


Однако от встречи к встрече их разговоры обретают все большую сердечность и теплоту, возникает потребность продолжить беседу завтра. То, что для других актеров стало бы поводом для откровенной мелодрамы, у Л. Сухаревской и Б. Тенина превращается в глубокое и сердечное размышление о том, как доживать жизнь, и как прожита жизнь.


Чем больше Она говорит о своем муже, тем больше закрадывается подозрение, что мужа нет. Чем больше он ждет, что вот-вот приедет дочь Катя навестить его, тем очевидней становится, что успешная дочь не приедет в свой отпуск к старику отцу.


В тихих прогулках по уголкам старой Риги, в разговорах после посещения органного концерта проявляется драматическая жизнь каждого. Л. Сухаревская и Б. Тенин, пережившие Великую Отечественную войну, которая застала их в Ленинграде в 1941 году, знали не на словах о бомбежках, человеческих потерях, трудностях военного быта. Оттого тема войны, которая как бы за кадром присутствует в пьесе, обретает для актеров важнейшее значение. Оба эти человека потеряли самых дорогих, самых любимых людей: она — семнадцатилетнего сына, павшего в Кёнигсберге, а он — жену, погибшую под Ригой. Оба они стали другими. Она ушла из театра, потому что не могла слышать и видеть бутафорской войны, он уехал из Ленинграда, чтобы быть ближе к могиле жены. Каждое утро доктор приносит букетик свежих цветов и гладит кладбищенскую землю, словно согревает своим сердечным прикосновением холод могилы.


Она из театра уходит в цирк, чтобы веселиться и смеяться, но цирк для нее становится чем-то вроде забвения, параллельной формой бытия. Она предпочитает стать смешной, эксцентричной, нежели той, которая будет вызывать жалость. Есть в этой женщине и милое легкомыслие, то она бросает мужей, то ее бросают мужья. Последний драматичный развод со своим молодым мужем стоит ей дорого. Из партнерши музыкального эксцентрика на арене она докатилась до кассирши. И вместе с тем, эта Лидия Васильевна хочет жить до конца новым отпущенным днем. Вот и на курорте каждый день она встречает и провожает закат, тормошит убежденного холостяка 65-ти лет. Вот уже не только Она приносит ему в больницу бульон и котлетки, но и он ей — цветочки. Не беда, что из трех цветков гвоздики, которые достанет доктор из портфеля, у двух будут оторваны головки. И в ресторане не только она будет танцевать шейк, что, глядя на такую Лидию Васильевну неудивительно, но и он тряхнет стариной и пустится в пляс. Б. Тенин танцует все сразу: и чарльстон пополам с камаринским, и шимми пополам с лезгинкой.


Так, шаг за шагом, они оба человечески теплеют, и когда придет срок покинуть санаторий Лидии Васильевне, то это окажется непросто. В шляпке, плаще, сидя на разодранном чемодане с авоськой яблок, и ожидая такси, избегая прощальной встречи с доктором, она все-таки не сможет ускользнуть от него. Она и оглянуться не успеет, как Он схватит ее вещи, не дав и слова сказать.


Доктор на неделю поселит Лидию Васильевну в своем доме, в комнате Кати. Но пройдет и эта неделя. И вот опять на веранде в ожидании такси, в преддверии расставания они выпивают по бокалу шампанского, и она не хочет уезжать, а он не хочет ее отпускать. Вот доктор с трудом говорит, что благодарит ее за все, мучительно повторяя эту фразу на разный лад, но слышится фраза другая, которую Он прячет: «Я люблю тебя». Вот и дошло до прощальных рукопожатий, и доктор не хочет отпускать ее руку. Вот и приехало такси.


На веранде она оставила пачку сигарет. Он достает одну и, спустя пятнадцать лет, закуривает. Но и Она отъехала недалеко, решив вернуться к доктору к их обоюдному счастью.

ВИДЕО

Смотрите также

  • Комедия
  • Владимир Шлезингер
  • 1977
  • 95 мин

Государственный академический театр имени Е.Б. Вахтангова

  • Комедия
  • Александр Покровский
  • 1992
  • 99 мин

Московский академический театр имени В.В. Маяковского

  • Комедия
  • Юрий Соломин
  • 1985
  • 181 мин

Государственный академический Малый театр

Прямая трансляция 16 января, начало в 19:00. Концертный зал имени П. И. Чайковского

Борис Березовский, Национальный филармонический оркестр России

Испанская цыганка, возлюбленная короля

Знойная роль Анны Самохиной

Эффект Льва Кулешова

Прием монтажа, который вошел в историю мирового кинематографа

Международный праздник вежливости

Всемирный день «спасибо»

ГУМ — живой музей в центре Москвы

Краткая история главного магазина страны

Лучшие полотна Василия Перова

Картины одного из первых передвижников

Пусть будет лучшим Новый год!

«Культура.РФ» поздравляет с Новым годом и Рождеством!

Семен Фарада

Формула нашей любви

Выйди скорей, Татьяна!

Советская серенада с Анатолием Кузнецовым

«Наконец сбываются все мечты…»

Счастливого Нового года!

16, 17 и 18 января здесь пройдет фестиваль «Зимние грезы», названный в честь известной симфонии русского композитора.

Подробнее

18 января в сети пройдет Международная твиттер-акция #MuseumSelfie, цель которой — популяризация музеев.

Подробнее

Мы подготовили подборку событий, посетив которые вы сможете узнать больше.

Подробнее

Читайте и выбирайте, чем заняться в январе в Москве.

Подробнее

Экспозиция «Рисунки Климта и Шиле из собрания музея Альбертина (Вена)» начнет работу осенью 2017 года.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть