Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модернъ»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

И в Сибири сакура цветет...

Минусинский драматический театр | 2011 | Россия | Драма | 133 мин.
Режисcёр: Алексей Песегов
В ролях: Наоми Каваками, Кэйсукэ Мукаигава, Алексей Шрамко, Артём Лопатин, Наталья Котельникова
995

«И в Сибири сакура цветет» — это не просто спектакль. Это масштабный проект Минусинского театра, ставший международным проектом. Ведь спустя год после премьеры спектакль несколько раз был сыгран при участии не только русских, но и японских артистов.


Пьеса Нелли Матхановой, по которой и поставил свой спектакль Алексей Песегов, посвящена судьбе японских военнопленных в сибирских лагерях. Две страны, две культуры, две философии — все это вобрало в себя произведение иркутской писательницы и журналиста, а через него проникло и в театральную постановку.


Удивительно, что режиссер с самого начала словно отказался от любых контрастов, вполне ожидаемых при разговоре на подобную тему. Вместо поисков различий Алексей Песегов сосредоточился на сходстве, некоем синтезе, который, собственно, и в название спектакля вынесен. Ведь русской сакурой японцы называли нашу, русскую черемуху, дурманящую по весне.


В результате, когда смотришь спектакль, больше всего поражаешься той спокойной гармонии, которой подчинены все его части. Гармонии, с которой на одних подмостках сочетаются японская культура и русский менталитет. Гармонии, с которой переплетаются в судьбах героев горечь и радость. Гармонии, в которой существуют на сцене актеры. Кстати, в спектакле занята почти вся мужская половина труппы театра, которой пришлось выступить в образах людей иной культуры — японских военнопленных.


То ли «виной» тому один лишь талант артистов, то ли сказываются плодотворные консультации с представителями японской стороны, но о том, что японцев играют русские, забываешь уже на пятой минуте спектакля. Настолько психологически достоверными оказываются творимые актерами образы, каждому из которых присуща своя собственная, отличающая его от остальных краска.


Вот, например, Тацуморо — сельский фельдшер. Игорь Герман играет человека, который не просто философствует на темы поиска счастья в малом, но, действительно способен радоваться струям дождя и промелькнувшему меж облаков солнцу. И, глядя на его улыбку, начинаешь забывать о том, в каких условиях герою приходится существовать.


Или художник Ямамото. В отличие от Тацуморо, свежесть раннего утра его не радует, ведь он не способен передать в красках его красоту. Актер Анатолий Кузьмин в этой небольшой роли создает образ творца, терзаемого сомнениями в собственном таланте, и тут же — все в том же Ямомото — образ обычного солдата, мечтающего о творчестве.


Ценность спектакля и в том, что режиссер здесь вслед за драматургом, высвечивая время от времени отдельные лица, тем не менее, склонен показывать не сложившиеся индивидуальности, а личности, складывающиеся на наших глазах во взаимодействии с другими характерами.


С этой точки зрения интересно выстроены в спектакле взаимоотношения между русскими и японцами. Например, прошедшие войну майор Чеботарев (Сергей Быков) и сержант Токарев (Артем Лопатин) с уважением относятся к пленным японцам, таким же солдатам, как и они. То же уважение, порой сменяющееся крепкой привязанностью, а то и любовью, сквозит и в отношении к пленным со стороны мирных жителей. Русская женщина (Лариса Никитина), приютившая больного Ямамото, лечит его и читает молитву «Умиротворения враждующих». Между японским солдатом Эйкичи (Игорь Фадеев) и русским мальчиком Петькой (Сева Израэльсон) зарождается дружба.


Пронзительно поставлены и сыграны в спектакле и любовные линии. Одна, проникнутая драматизмом, — иллюзорна, но чарующе прекрасна. Пленный актер Накамото (Денис Энгель) живет воспоминаниями о своей любимой Митико (Елена Идиатуллина). Когда-то они играли влюбленных в спектакле «Шелковый фонарь», и вот теперь судьба их сценических героев — самурая и призрака его возлюбленной, которым не суждено быть вместе, — воплотилась в реальной жизни. Накамото и Митико тоже никогда не увидятся, ведь он погибнет при попытке побега, и до последнего она будет являться ему в сладостных видениях.


Другая история любви будет менее поэтичной, но зато куда более счастливой. Молодой Кадзи (Габриэль Мосин), найдет в Сибири свою любовь — русскую девушку Аню (Ольга Смехова) — и решит навсегда остаться в России, потому что «если любишь, и в Сибири сакура цветет...»


Лиричность и чувственность — вот что пронизывает спектакль Алексея Песегова. В его постановке, где сценография предельно лаконична и выразительна (всего несколько столбов, соединенных дорожкой), поэтичные сцены чередуются с яркими эмоциональными картинами и отрывками-«паузами», наполненными философской грустью. Игра света и звука (композитор — Эдуард Скороходов) вплетается в ткань спектакля, погружая зрителя в трепещущую атмосферу далеких лет, когда воспоминания Накамото сменяются событиями в лагерном бараке, а тяжелая разгрузка вагонов переходит в сцены деревенского веселья.


Тревожным и волнующим гулом японского национального бамбукового кларнета «Сякухати» начинается действие спектакля, чтобы завершиться умиротворяющими звуками японской поэзии в финале. А между — несколько часов жизни. Урок о том, как сохранить свою душу и достоинство даже в самой экстремальной ситуации.

ВИДЕО

Смотрите также

  • Драма
  • Юрий Еремин
  • 2016
  • 151 мин

Государственный академический театр им. Моссовета

  • Драма
  • Александр Товстоногов
  • 1988
  • 171 мин

Электротеатр «Станиславский»

Героям всех времен посвящается

С Днем защитника Отечества!

Прямая трансляция 23 февраля в 19:00. Концертный зал имени П.И. Чайковского

Памяти артистов Ансамбля имени А.В.Александрова

Поэтичные образы природы Федора Васильева

Галерея картин

Буйство красок на картинах Петра Кончаловского

Ко дню рождения художника

Чем мы хуже киногероев?

Веселимся, ожидая Масленицу!

Ученик Малевича и Кандинского

Авангардные картины Александра Лабаса

Триумфальная песня из «Бременских музыкантов»

Вспоминаем музыку Геннадия Гладкова

Не любить — значит не жить

Романтичные сцены из советского кино

Любовь Орлова - звезда первых советских кинокомедий

Актриса, которая умела делать все

23 февраля вышло масштабное обновление проекта.

Подробнее

Приглашаем посетить интересные мероприятия Санкт-Петербурга на выходных.

Подробнее

Предлагаем посетить культурные мероприятия региона в марте.

Подробнее

Самые интересные культурные мероприятия Москвы на праздничных выходных.

Подробнее

Показы на сценах и в кинозалах, образовательные программы — и лучшие постановки прошлого сезона.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть