Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модерн»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Смерть царя Ирода (Рождественское вертепное действо)

Театр «Бродячий Вертеп» | 2012 | Россия | Драма | 19 мин.
Режисcёр: Александр Греф
В ролях: Елена Слонимская
3189

Александр Греф в своём «одноимённом» театре «Бродячий вертеп Александра Грефа» развивает два направления, работая параллельно над театром Петрушки, русского народного героя балаганного, ярмарочного театра, и над театром мистериальным, к традиции которого естественно отнести вертеп.


Нынешний вертеп – премьера сезона 2012/2013 гг. Однако и год, и два назад Греф и его неизменная соратница и партнёр Елена Слонимская, тоже играли вертепные представления. И проводят уже не первый год в центре детского творчества в Вадковском переулке фестиваль семейных вертепов, куда приезжают семейные театры со всей России и даже из Белоруссии и Украины. Премьера, которую сыграли 22 декабря 2012 года, - четвертая версия, однако, по признанию самого Грефа, вертепом он занимается уже четверть века. Так что новая версия – шаг на пути к совершенству, которого, как известно, достичь нельзя, в театре – в частности. История о волхвах, звезде, которую они увидели и открыли ее магический смысл, про Царя Ирода и избиение младенцев играется в крохотным – даже по кукольным меркам – вертепном ящике. Ящик – верное слово, для определения сцены, поделенной надвое по горизонтали, с тем, чтобы прочертить божественную вертикаль, отделить земное и небесное. Этот ящик у Грефа таит в себе безграничные возможности старинного мистериального домашнего театра.


Смерть царя Ирода – спектакль во многих отношениях особенный, на другие спектакли и даже на театр в привычном смысле не похожий. Само представление – то, что играется внутри вертепного ящика, то, в чем участвуют куклы (тоже – особенные!) – длится от силы 20 минут. Но в этих считанных минутах – годы исследовательской работы, сидения в библиотеках, походов в музеи и искреннего, почти что миссионерского желания поделиться открывшимся новым знанием и обратить людей в «свою» веру. Эти 20 минут производят столь сильное впечатление, вероятно, потому, что слова культурная память – не пустой звук, и потому приёмы театра, которые вызывали неподдельный восторг, сочувствие и сострадание и даже не на шутку пугали зрителя восемнадцатого, девятнадцатого веков, этой самой своей древностью, укорененностью в тех давних, давно прошедших временах, впечатляют сегодняшнюю продвинутую публику. Греф руководствуется собирательской, во многом даже научной: «Захотелось в результате такой длинной-длинной театральной жизни сделать вертеп, в котором были бы собраны все те штучки, находки, приемчики, которые описаны в литературе, в воспоминаниях».


И вот куколки высотою в 20-25 сантиметров сами зажигают свечи по краям ящика и на «авансцене», и точно также – сами гасят свечи по завершению представления. Играют – всё, пользуясь известными нам приёмами литературы, в частности, синекдохой – когда показывают избиение тысяч младенцев просто и одновременно страшно: если не на маленькой сцене вертепа 60 см шириной, а на настоящей большой сцене это делать, то, конечно, нужна подсветка красная, какие-то головы роняются, идут воины толпой, стенания на экран и на многоваттные динамики. А в вертепе ничего этого делать не надо, потому что этот ужас существует только в голове зрителя. Нужно только на какую-то точку нажать. У Грефа воин накалывает на иголочку младенца, которого держит мать Рахиль. Просто пришел, наколол, вынул у нее из рук и унес. Всё. Как говорится – более ни слова…  Этим «фокусам», этим театральным трюкам – по 20-300 лет, и вот, откапывая, а иногда – догадываясь по отрывочным сохранившимся описаниям, Греф и Слонимская добавляют эти новые сценки в свой уже как будто готовый, но постоянно и бесконечно развивающийся спектакль. Один из самых известных текстов, записей виденных вертепных представлений сделан был на пароходе, который летом плыл на Нижегородскую ярмарку. Так и «Бродячий вертеп Александра Грефа» – они тоже показывают свой вертеп не только на Святках, а круглый год, были бы желающие. Желающие есть. Для Грефа важно, что вертеп – принципиально любительский театр, то есть такой, где играют все – в свое удовольствие, а зрители – тоже свои, из своих. Вдобавок, в подарок к вертепу Греф – к 20 минутам вертепного действия – добавляет большую музыкальную программу.


Для справки, в вертепе, который был придуман 300 лет назад, было две части – сакральная и комедийная. Эта комедийная часть сегодня отпала, потому что очень трудно сыграть ее в современном театре. Это - простые и грубые шутки, чаще всего на национальные темы. Сыграть это смешно сейчас представляется почти невозможным. Поэтому большинство театров, которые практикуют вертеп, придумывают сцены вне вертепного ящика. Чаще всего это какие-то игры. В «Бродячем вертепе…» начинают рассказом-песней христианских народов на разных языках, рассказом о персонажах, о том, что будет в вертепе. Грузинский язык и латынь, песни - украинские, русские… А после вертепа – колядки, которые существуют у всех славянских народов. И не только у славянских. Греф и Слонимская откопали где-то либерийскую колядку, очень смешную. И вот – петь полагается, разумеется, всем, зрителям – в первую очередь, и вот - одни топают ногами в зале, другие хлопают, а третьи напевают коротенькую песенку. Получается счастье для всех.


Каждый год они добавляют к своему спектаклю какой-то новый маленький эпизод. Обязательно появляется то, чего не было в прошлом году. «Это нельзя назвать премьерой, но это маленький подарок нашему вертепу», - говорит Греф.

ВИДЕО

Смотрите также

  • Драма
  • Олег Табаков
  • 1978
  • 153 мин

Театр «Современник»

  • Драма
  • Алина Казьмина
  • 1975
  • 137 мин

Государственный академический театр имени Е.Б. Вахтангова

  • Драма
  • Олег Виноградов
  • 1985
  • 104 мин

Мариинский театр

Бывалый из известного кинотрио

27 апреля - день рождения актера и режиссера Евгения Моргунова

Иван Грозный, Ипполит, Стива Облонский

25 апреля - день рождения актера Юрия Яковлева

Вспоминаем Георгия Вицина

Видеоролик из ролей замечательного актера

Международный день цирка

«Цирк - это вечный праздник взрослых и ребят!»

Вспоминаем советские боевики

Благородные герои в борьбе за справедливость

Вспоминаем любимых героев мультиков

Классика советской анимации

От купольного храма до хрущевки

Краткий путеводитель по архитектурным стилям российских городов

Золотое кольцо России

Виртуальное путешествие по древним городам

Великий комбинатор советского кино

Вспоминаем известные роли Сергея Юрского

В этом году она будет посвящена 100-летнему юбилею Революции 1917 года.

Подробнее

Самые любопытные майские выставки крымских музеев в подборке портала «Культура.РФ».

Подробнее

Проект посвящен древнерусскому искусству первой половины — середины XVI столетия.

Подробнее

На состязаниях участников в 31 номинации выбрали лучших.

Подробнее

Премьера картины «Один день Ивана Денисовича» ожидается в 2018 году.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть