Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модерн»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Антоний и Клеопатра

Государственный академический театр имени Е.Б. Вахтангова | 1980 | Драма | 138 мин.
Режисcёр: Леонид Пчёлкин, Евгений Симонов
В ролях: Михаил Ульянов, Алексей Кузнецов, Василий Лановой, Юлия Борисова, Иосиф Толчанов, Елена Добронравова, Гарри Дунц, Александр Граве, Александр Галевский, Нина Русланова
2948

О том, кто обращался к шекспировской пьесе на драматической и оперной сцене, в кино, пишут целые статьи. Сам он обратился к Плутарху и в первом десятилетии XVII века создал свою трагедию. Опубликовали ее только в 1623 году, но, как считается, премьеру сыграли уже в 1608-м (сведений о других ранних постановках, увы, не сохранилось) в лондонском «Энтертейнмент стейшонерс холл».


По-русски «Антоний и Клеопатра» заговорили спустя двести с лишним лет — в 1840 году первый перевод вышел в Приложении к «Репертуару Русского театра», а на сцене ее увидели еще почти через полвека — в 1887-м в Малом театре, но на подмостках Большого. Потом в России многие брались за этот материал, но у нас до сих пор одним из самых запомнившихся остается спектакль вахтанговцев (режиссер-постановщик Е. Симонов, режиссер С. Кантур, композитор — Л. Солин, за постановку танцев отвечал М. Лиепа — играли в переводе Б. Пастернака), впервые показанный 3 сентября 1971 года и в 1980-м переведенный Е. Симоновым и Л. Пчелкиным в формат телеспектакля.


В книге «Работаю актером» Ульянов вспоминал, что «Симонов решал спектакль, и пластически и образно, как арену римского цирка, на которой идет игра, кровавая и беспощадная. В декорации, превосходно придуманной И.Г. Сумбаташвили, это было выражено очень четко и эффектно. На сцене — арена и амфитеатр, выполненные из какого-то серого металла. Возникало ощущение замкнутой, мрачной западни, из которой нет иного выхода, кроме резни не на жизнь, а на смерть. Как у гладиаторов. Сценический образ римского цирка раскрывал главный замысел спектакля: Антоний и Октавиан — два противоположных мира. И места им двоим на этой арене жизни нет. Один должен уничтожить другого». В этом мире сыграл удивительный ансамбль — М. Ульянов (Антоний), В. Лановой (Октавий Цезарь), Ю. Борисова (Клеопатра), Е. Добронравова (жена Антония и — сестра Цезаря), Н. Русланова (в роли прислужницы Клеопатры Хармианы), И. Толчанов (Предсказатель), А. Галевский (Эрос).


Лановой сыграл волевого, жесткого правителя, убежденного, как сам он говорил, что «высокая цель оправдывает средства» — и его подтянутость вкупе с горделивым «римским» профилем пришлись тут как нельзя кстати. Антагонист-Антоний был иным — более приземленным, но оттого более открытым и более уязвимым. Ульянов писал, что лепил образ своего Антония как «человека напряженного чувства», который «весь сосредоточен на себе, на своей всепоглощающей любви к Клеопатре, на своих размашистых и безудержных страстях». Недаром любят вспоминать одну сцену прощания, когда он бросает вслед Клеопатре нож, и тот должен вонзиться в декорацию. Как-то актер промахнулся — нож попал в ведро, залившее сцену водой, но Ульянов ничего не заметил. А в Клеопатре Ю. Борисовой (кстати, Ульянов, с которым они много вместе сыграли, считал ее «лучшей партнершей») сплелись порывистость, гордость владычицы с обезоруживающей женственностью и — с трагизмом, выведшим эти грани в другое измерение, просто в человеческое, когда она теряет любимого.


Власть у каждого персонажа трагедии — своя. Цель, амбиция, рычаг — для Цезаря, природная сила — для Антония, становящегося бессильным перед властью женских чар, — эта власть разными гранями обыграна каждым героем. Как и другое важное тут понятие — «покорение» с его производными, кому-то покориться, кому-то покорять.


Симоновский спектакль вехой вписался в театральную эпоху. Ю. Рыбаков, вспоминая товстоноговского «Короля Генриха IV» (1969), заметил, что до него долго не было значительных сценических трактовок великого англичанина, и вдруг «появляется «Ромео и Джульетта» в постановке А. Эфроса, потом выходят «Антоний и Клеопатра» Е. Симонова, «Гамлет» Ю. Любимова, А. Эфрос ставит «Отелло».


Колорит древней истории, где соединились и противостояние внутри Римской империи, и противостояние западной и восточной культур, драматизма которому придает любовный сюжет — хитросплетение конфликтов, помноженное на шекспировский слог, заставляет снова и снова режиссеров возвращаться к этому тексту. Недаром П. Брук, предложивший собственную интерпретацию в 1978-м, писал вообще о пьесах Шекспира, что его «художественная ткань состоит не из ряда идей, что почти всегда связано с «авторским» началом, а из серии импульсов, которые могут быть по-разному интерпретированы» и что «признаком реальности этого мира является то, что в нем любое отдельное слово, строчка, действующее лицо или событие может иметь не просто большое, а безграничное количество интерпретаций». И интерпретаций этих, даже если просто перечислять постановки — очень много. У нас, например, в 2006-м К. Серебренников с драматургом О. Богаевым показали в «Современнике» свое прочтение (Антоний — С. Шакуров, Цезарь — И. Стебунов, Клеопатра — Ч. Хаматова). «Антоний&Клеопатра. Версия» — произведение уже по мотивам Шекспира, а на сцене недвусмысленно прочитывалось новое противоборство. Востоком стала Чечня. Но это — в скобках, там театр уступал политике.

ВИДЕО

Смотрите также

  • Драма
  • Сергей Алексеев
  • 1951
  • 138 мин

Государственный академический Малый театр

  • Драма
  • Виктор Станицын
  • 1973
  • 113 мин

Московский художественный академический театр им. М. Горького (МХАТ)

  • Драма
  • Сергей Арцибашев
  • 2012
  • 97 мин

Московский академический театр имени В.В. Маяковского

Бывалый из известного кинотрио

27 апреля - день рождения актера и режиссера Евгения Моргунова

Иван Грозный, Ипполит, Стива Облонский

25 апреля - день рождения актера Юрия Яковлева

Вспоминаем Георгия Вицина

Видеоролик из ролей замечательного актера

Международный день цирка

«Цирк - это вечный праздник взрослых и ребят!»

Вспоминаем советские боевики

Благородные герои в борьбе за справедливость

Вспоминаем любимых героев мультиков

Классика советской анимации

От купольного храма до хрущевки

Краткий путеводитель по архитектурным стилям российских городов

Золотое кольцо России

Виртуальное путешествие по древним городам

Великий комбинатор советского кино

Вспоминаем известные роли Сергея Юрского

В этом году она будет посвящена 100-летнему юбилею Революции 1917 года.

Подробнее

Самые любопытные майские выставки крымских музеев в подборке портала «Культура.РФ».

Подробнее

Проект посвящен древнерусскому искусству первой половины — середины XVI столетия.

Подробнее

На состязаниях участников в 31 номинации выбрали лучших.

Подробнее

Премьера картины «Один день Ивана Денисовича» ожидается в 2018 году.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть