Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модернъ»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Вишневый сад

Нижегородский государственный академический театр драмы им. М. Горького | 2012 | Комедия | 126 мин.
Режисcёр: Валерий Саркисов
Писатель: Антон Чехов
В ролях: Ольга Берегова , Елена Туркова , Маргарита Баголей , Мария Мельникова, Анатолий Фирстов, Александр Сучков, Юрий Фильшин, Елена Суродейкина, Николай Игнатьев, Дарья Королёва, Сергей Блохин
3657
Московский режиссер Валерий Саркисов восьмой раз встречается с труппой Нижегородского театра драмы, причем уже второй раз на чеховском материале. Прошлая его работа — «Дядя Ваня» — принесла театру призы и признание на разнообразных всероссийских и региональных театральных фестивалях, а у нижегородцев сам режиссер заработал славу постановщика, любящего и понимающего пьесы Антона Павловича.

«Вишневый сад» поставлен Валерием Саркисовым с той же творческой командой. Так, Анатолий Фирстов перевоплотился здесь из Ивана Войницкого в Леонида Гаева, а Сергей Блохин из доктора Астрова в купца Лопахина.

Режиссер создал спектакль об ушедшем прошлом. Обратившись к стилистике черно-белого кино начала века, он намеренно дистанцировал происходящее на подмостках от зрителей. А посредником становится большой экран. Для персонажей спектакля в нем, в том, что на него транслируется, заключено их будущее. К примеру, именно на экране Лопахин презентует свой план уничтожения сада и строительства дач. Для нас, сегодняшних зрителей, экран — это скорее окно в уже ушедшее. В чарующую атмосферу начала XX века. Со сцены на экран перенесутся в финале и сами герои — на черно-белой дрожащей пленке проступят их счастливые лица, еще не затронутые предчувствием будущего несчастья.

Собственно, экран служит и созданию общей тональности спектакля — с кинокадров начинается действие, когда под первые рояльные аккорды тапера разъедется легкая шторка, открывая зрителю кадры из люмьеровских и чаплиновских фильмов. В образе Чарли появится, кстати, на подмостках и вечная клоунесса Шарлотта (Елена Суродейкина). А сами подмостки с черными атласными портьерами под потолок, длинными рядами стульев да задернутым экраном на авансцене настойчиво будут вызывать из памяти образ заброшенного кинотеатра начала XX века.

«Пустота» осязаемой декорации (художник — Александр Орлов) дальше по действию будет только больше и больше нагнетаться. Не будет цветущих садов (лишь иногда мелькнет на экране вишневая ветка), даже «многоуважаемого шкафа» не будет — Гаев произнесет свой знаменитый монолог, глядя куда-то в кулису, за сцену.

Но эта мрачность сценографии отступит, когда сцену заполнят люди — эти вернувшиеся в свой родной дом хозяева имения. Зазвучит смех, ненужные слова и признания, завяжутся новые после долгой разлуки отношения, и блики теплого золотого света лягут на открытые двери, перила, на плечи и лица, делая их моложе и счастливее. Но это вечерний свет — прощальный.

«Мне нравится Чехов и его «Вишневый сад», — говорит Валерий Саркисов. — В этой пьесе много чего заложено. Сейчас, когда в России так много агрессии, мне хотелось бы подчеркнуть присущее Чехову отсутствие авторского осуждения или оправдания персонажей. Ведь у каждого из них своя судьба и свое отношение к родине».

И каждому режиссер дает свою «звездную» минуту. Каждый из героев время от времени поднимается на сцену на сцене — небольшую «эстраду», на которой расположен экран. Поднимается в те минуты, когда желание высказаться, «прокричаться» буквально становится жизненной необходимостью. Именно на этой мини-сцене происходят все главные диалоги, объяснения, исповеди. Здесь Епиходов раскаивается в собственной никчемности, здесь не могут найти общий язык Варя с Лопахиным, здесь Шарлотта длинным монологом пытается «заговорить» собственное прошлое.

Центральным и, если это слово применимо, наиболее положительным образом в спектакле Саркисова становится Лопахин в исполнении Сергея Блохина. Он очень понятный и расчетливый (без негативного оттенка). Человек, знающий, к чему стремится, и прямо идущий к собственной цели. Потому-то зритель нижегородского спектакля не увидит лопахинского куража и ликования по поводу приобретения вишневого сада. Правда, осуществление цели оказывается неподъемной ношей и в главном его монологе сквозит далеко не только радость, но и предчувствие надвигающейся катастрофы.

В спектакле, кстати, звук топора, рубящего вишневый сад, не раздастся. В финале, по традиции, на опустевшей сцене останется забытый старый Фирс, но тишину прорежет не топор — вновь оживет экран. Оживет, чтобы прогнать гнетущее впечатление последней сцены, чтобы вновь вернуться туда, где еще светило солнце. И завершится спектакль черно-белым кинороликом — зарисовкой из счастливой жизни людей, еще недавно живших в этом доме, но теперь навсегда ушедшей в прошлое. Все герои в сборе, чтобы в конце застыть на экране неподвижной фотографией, снимком из далекого и прекрасного прошлого.

Вот только от такого финального кадра становится еще грустнее...

ВИДЕО

Смотрите также

  • Комедия
  • Игорь Владимиров
  • 1973
  • 143 мин

Санкт-Петербургский государственный академический театр имени Ленсовета

  • Комедия, Мелодрама
  • Лесь Танюк
  • 1985
  • 150 мин

Московский художественный академический театр им. М. Горького (МХАТ)

  • Комедия
  • Юрий Елисеев
  • 1978
  • 45 мин

Санкт-Петербургский государственный кукольный театр сказки

Ко дню рождения Валентина Серова

Виртуальная галерея знаменитых работ художника

Испанская цыганка, возлюбленная короля

Знойная роль Анны Самохиной

Эффект Льва Кулешова

Прием монтажа, который вошел в историю мирового кинематографа

Международный праздник вежливости

Всемирный день «спасибо»

ГУМ — живой музей в центре Москвы

Краткая история главного магазина страны

Лучшие полотна Василия Перова

Картины одного из первых передвижников

Пусть будет лучшим Новый год!

«Культура.РФ» поздравляет с Новым годом и Рождеством!

Семен Фарада

Формула нашей любви

Выйди скорей, Татьяна!

Советская серенада с Анатолием Кузнецовым

«Наконец сбываются все мечты…»

Счастливого Нового года!

20 января в ГМИИ им. А.С. Пушкина открывается фестиваль «Пятницы в Пушкинском».

Подробнее

В выставках примут участие ведущие мировые музеи и знаменитые частные коллекционеры.

Подробнее

Мы подготовили подборку событий, посетив которые вы сможете узнать больше.

Подробнее

Читайте и выбирайте, чем заняться в январе в Москве.

Подробнее

Экспозиция «Рисунки Климта и Шиле из собрания музея Альбертина (Вена)» начнет работу осенью 2017 года.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть