16+

Русское горе

Комедия
2012
92 мин
Россия
Видеозапись недоступна для просмотра по решению правообладателя
Театр «Школа современной пьесы»

Спектаклем «Русское горе» Иосиф Райхельгауз продолжает линию оригинальных версий произведений русской классической драматургии. Вслед за «Чайкой», интерпретированной, в том числе, и в жанре оперетты, театр «Школа современной пьесы» ставит свой, музыкальный вариант знаменитой пьесы Александра Грибоедова, названный театром и его авторами — композитором Сергеем Никитиным и либреттистом Вадимом Жуком «игрой с комедией «Горе от ума»».

Отталкиваясь от классического сюжета, мастер капустников В. Жук сочиняет историю «шестидесятника», диссидента, в которую легко вписывается бардовская стилистика песен Сергея Никитина. Нанизывая ироничные тексты арий, дуэтов, хоров на остов грибоедовской стихотворной комедии, адаптированной и сверстанной Е. Кретовой под режиссерский замысел, либреттист создает не просто парафраз по мотивам, он уточняет универсальную идиому оригинала своей формулировкой: «Горе от ума» — это чисто «Русское горе».

«Русское горе» — спектакль-провокация, утверждает театральный анонс. В его персонажах современный зритель узнает себя, одновременно погружаясь в мир классики, вовсе не столь далекий от сегодняшнего дня, как это подчас кажется нынешним молодым людям«.

Превращая классическую пьесу в современный мюзикл, авторы сокращают количество сюжетно-действующих персонажей до пяти основных, занятых в интриге отношений Чацкого с Софьей Фамусовой. Эти пятеро уподоблены корифеям древнегреческого хора — они ведут действие, вокруг них строится ансамбль остальных участников постановки (вместе их чуть более десяти), но увлеченность мюзиклом привносит в способ организации спектакля бродвейский принцип «свинга»: каждый из молодых артистов может заменить «корифея» и из участника «кордебалета» превратиться в главного героя. Передавая друг другу листочки с текстом, актеры по очереди примеряют на себя роль Чацкого — чужого среди своих, делая зримой авторскую мысль о том, что Чацким может оказаться каждый.

Переписанный текст «Горе от ума» богат ссылками на современность — прямыми и в форме намеков, однако, настолько «толстых», что не прочитать их невозможно. Грибоедовская тема «дыма Отечества» обыграна в разных ракурсах: «Или горят идеалы вчерашние, только в отечестве пахнет дымком», — долго поют «хористы» и, наконец, выводят зрителей на резюме о природе дыма — это дым от парламента, — и сразу как будто «спохватываются», словно лишнее сказали. — Мы сигареты имеем в виду«. А фраза «Как дым отечества нам сладок и приятен — гори оно огнем!» и вовсе звучит чуть ли не манифестом нынешнего поколения молодых.

Этой бескомпромиссностью пронизано и сценографическое решение спектакля, одетого в два цвета — черный и белый. Художник — Алексей Трегубов. На фоне черного бархата театрального «черного кабинета» исполнители в черных костюмах невидимы. Прием, позволяющий добиться мистического эффекта, не прибегая к современным 3D-технологиям, компьютерной графике и голограммам.

Предметы (швабры, косы, серпы и молоты) и персонажи, одетые в черно-белые костюмы, как по волшебству, являются из темноты или парят в черном пространстве, свободные от земного притяжения и его условностей. Вот белые листы бумаги словно плывут в воздухе, вот рука Молчалина зажила сама по себе, вот выступили из темноты лица Софьи и Лизы, а вот скачет на лошадке Чацкий — его нетрудно узнать по белому цилиндру. Сбросив с себя этот самый цилиндр или белую жилетку, артист исчезает из поля зрения, а его реплику продолжает также из ниоткуда появившийся коллега.

Однако самую трагическую «костюмную» метаморфозу переживает в спектакле Чацкий: и так не красавец — подслеповатый, сутулый, с проплешиной, типичный «интеллигент-разночинец». В финале, разоблачившись, он сменит парадный белый фрак, прикупленный по случаю возвращения на родину, на рыжий короткий вельветовый пиджак, наденет круглые очки и станет до боли похож на Иосифа Бродского — поэта-изгнанника, пророка, которому не было места в своем Отечестве.

В спектакле заняты молодые артисты театра «Школа современной пьесы», что позволяет сохранить легкость ироничного тона мюзикльной транскрипции великой комедии Грибоедова, донеся до зрителя пафос постановки, сформулированный самим театром: «Все, что вы думали о «Горе от ума», но боялись сказать…»

Режиссер: Иосиф Райхельгауз
В ролях: Иван Мамонов, Алексей Гнилицкий, Дмитрий Сотириади, Екатерина Директоренко, Татьяна Циренина, Александр Цой, Татьяна Фасюра, Джульетта Геринг, Николай Голубев и другие

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна