16+

Весенняя гроза

Драма
2012
177 мин
Россия
Видео будет доступно после получения разрешения правообладателя

Пьесу Теннесси Уильямса «Весенняя гроза» (второе название «Под проливным дождём») до того, как за неё ухватились русские режиссёры, в Европе не ставили вовсе, а в США лишь однажды, в Сан-Франциско. Её текст нашли, разбирая бумаги великого драматурга уже после его смерти, фактически это — ранний черновик. Как обычно, история в ней начинается как мелодрама, но Уильямс не был бы самим собой, если бы хоть раз ограничился стандартным набором перипетий, ведущих к хэппи-энду.

Премьера спектакля «Весенняя гроза» в постановке Александра Огарёва в Белгородском академическом театре драмы состоялась 12 октября 2007 года. Спектакль о первой любви, не поддающейся анализу, советам и здравому смыслу. Казалось бы, очень обычная история: девушка и юноша пережили восторг первого чувства. Но для того, чтобы быть с любимым, оказывается, необходимо бросить все, что дорого и привычно. Способно ли чувство выдержать подобное испытание? Или появление нового поклонника поманит героиню к берегам тихой и привычной семейной гавани, в которой не будет молний и раскатов грома? Но судьба спутает все карты, и нет героям отныне покоя. Лёгкий, изящный любовный квадрат, внезапно оборачивается трагедией. Это любовь-ненависть. Эта любовь как природное явление, когда весенняя красота и мощь природы становятся живым фоном для страстей и желаний, для разочарований и потерь.

Жанр спектакля определен как трагикомедия, хотя, как представляется, Уильямс написал, скорее, драму из собственной жизни, сыгравшую значительную роль в его последующей судьбе. В «Весенней грозе» причудливо смешаны мелодрама, романтика, всевозможного рода человеческие комплексы — весь тот «сор», из которого вырастает поэзия жизни в маленьком американском городке на Миссисипи Порт-Тайлер далекой весной 1937 года. Художник Татьяна Виданова выстроила на сцене целый мир: легко и быстро берег Миссисипи становится то комнатой, то бальной залой, и все это вместе словно уходит куда-то в космос — на заднике расположен большой экран, принимающий самое непосредственное участие в действии, и когда в финале первого акта на этом экране медленно закружится земной шар и уплывут в него и растворятся в нем очертания комнаты, — сердце сожмется от ощущения причастности к происходящему.

У «Весенней грозы» есть своеобразный пластический эпиграф — танец героев, которых мы еще не опознаем, которые пока для нас просто юноша и девушка. Режиссер Александр Огарёв выстроил свой спектакль очень просто — в отдельных эпизодах даже почти по-бытовому приземленно, но разве иначе поведаешь о ханжеских устоях маленького городка, где люди только и способны жить пересудами? Замечательно выразительны сплетницы на балу — одетые в одинаковые цвета, хотя и разного фасона платья и шляпки, они танцуют, раскрывают одинаковые красные зонтики, пьют пунш из цветных бокалов, болтают о нравах современной молодежи, но какая же неприкрытая зависть слышится в их интонациях, какая тоска по любви, страстям, изменам!

А вот сама история любви Хевенли к Дику, Артура к Хевенли, Герты к Артуру в исполнении молодых и очень одаренных артистов белгородского театра предстает неким романтическим клубком, из которого не видится никакого выхода. Только в трагедию, в самоубийство невзрачной Герты, которая ну никак не может быть соперницей красивой, веселой, свободной Хевенли. И именно этот уход из жизни маленького и незаметного человечка, по сути, и определит будущее всех остальных персонажей. Подобно своей тетке Лайле Хевенли остается в одиночестве, ее удел отныне — «сидеть на парадном крыльце, пока один из них не вернется». Один из двоих — Дик, которому так остро необходима романтика нехоженых троп, или Артур, сумевший привязать к себе Хевенли своей терпеливой, умеющей ждать любовью. И это тоже трагедия, потому что нельзя любить двоих, но можно от отчаяния кинуться в объятия того, кто ждал и верил. Слишком страшно оставаться одинокой в маленьком городке, где все про всех знают, где все всех судят. События развиваются медленно, порой кажется, что они как будто топчутся на одном месте, но к финалу спектакля ощущение назревающей трагедии становится сродни ожиданию грозы: вот прогремит, наконец, она — и всем станет легче. Но чувство это обманчиво: легче не становится, ничто не получает разрешения, все продолжается как было. Вот это настроение, как было. Вот это настроение, эту атмосферу Александр Огарев выстраивает удивительно точно — с почти физическим напряжением.

Для всех работа над спектаклем «Весенняя гроза» стала путем к глубокому и серьезному психологическому театру, который волнует и артистов, и зрителей, и заставляет думать и чувствовать всерьёз.

В ролях: Дмитрий Гарнов, Вероника Васильева, Иван Кириллов, Юлия Волкова, Сергей Пименов, Мария Рогожинская, Татьяна Дюжикова, Надежда Пахоменко, Ирина Драпкина
Режиссер: Александр Огарёв

Смотрите также

Подпишитесь на рассылку портала «Культура.РФ»
Рассылка не содержит рекламных материалов
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
Нашли опечатку? Ctrl+Enter
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна