Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модернъ»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Сконапель истоар

Театр «Актерский дом» Самарского Союза театральных деятелей | 2012 | Россия | Драма | 109 мин.
Режисcёр: Олег Скивко
В ролях: Александр Марушев, Олег Белов, Владимир Сухов
726

Спектакль идет неполных два часа, и создатели его жанр определили как «авантюрная драма». Написал версию для сцены и поставил спектакль Олег Скивко. Но на афише автором обозначен Николай Васильевич Гоголь. Это и есть современная интерпретация поэмы в прозе «Мертвые души».

Премьера состоялась 6 ноября 2006 года. Этот день стал днем рождения театра «Актерский дом».


«Сконапель истоар» по-французски читается как «ce qu’on appelle l’histoire». Дословный перевод — то, что называется «история», событие, пятнающее чью-то репутацию. Так как в девятнадцатом веке в России французский язык знали все, кто умел читать, эта фраза естественным образом появилась и у Николая Васильевича Гоголя в «Мертвых душах». В одной из сцен разговаривают о Чичикове две дамы: «приятная дама» и «дама, приятная во всех отношениях». Княгиня божится, что «будет история, ужасная история, сконапель-истоар», что все об этом будут говорить...


Олег Скивко и делает историю, о которой все должны говорить...


Он посадил в бричку тех жуликов, а это уже компания, и понесло их по просторам то ли губернии, то ли России, то ли в гоголевские времена, то ли на авось, по кривой, которая вывезет.


В бричке есть, конечно, Чичиков, его играет Александр Марушев. По версии этого театра — прообраз великого комбинатора Остапа Бендера, правда, несколько старше, внешне нехрестоматийный, элегантный и приблатненный, циничный и задумывающийся, напористый и ощущающий себя жертвой случая. Он купец и авантюрист, и, как всякого авантюриста, его носит по свету, он становится невольным свидетелем людских странностей и страстей. Он именно Наблюдатель организующий, но ни в коей мере не участвующий в «страстях человеческих». К сожалению для актерского сообщества Самары, Александр Геннадьевич в 2009 году уехал на свою историческую родину, в Санкт-Петербург, где и сейчас играет в кино. За это время он снялся более чем в тридцати фильмах, в том числе: «Последний бой», «Дорогой мой человек», «Служу Советскому Союзу!», «Заклятые друзья», «Туман-2», «Версия», «Беглец», «Государственная защита», «Ещё не вечер», «Ментовские войны»


Есть Селифан, Владимир Сухов — сообщник Чичикова и комментатор событий, плут и жертва. Это не просто Селифан. Это «тысяча и один персонаж в одном лице». Владимир Николаевич это может: если просмотреть репертуар Саратовского академического театра драмы им. М. Горького, вполне можно убедиться в состоятельности этой фразы.


И, наконец, Некто — Олег Белов. Это действительно «Некто», поскольку именно этот персонаж мгновенно меняет свой внешний и внутренний облик, играя всех и вся: от фантастического второго «я» Чичикова, некоего «человека в черном», до всей известной еще со средней школы галереи помещиков.


Выбор актеров для такого спектакля был принципиален, так как именно они решали все задумки режиссера. Олег Скивко уже работал с Олегом Беловым в 1999 году, когда ставил для него моноспектакль «До третьих петухов» по Василию Шукшину. Спектакль завоевал множество премий на различных фестивалях. Поэтому понятно, что Некто, роль котрого исполняет Олег Белов, и является основным акцентом задуманного решения «Сконапель истоар». Если учесть, что Олег Константинович очень популярный и любимый актер в городе (именно он получил премию зрительских симпатий «Браво», правда, за сезон 2011–2012 года), то успех спектаклю и в 2006 году был уже обеспечен. Олега Белова любили всегда.


Но все намного серьезнее: Олег Скивко уже ставил в 2003 году в Ярославском ТЮЗе спектакль по «Мертвым душам» и уже тогда снискал репутацию «радикального минималиста», поскольку все население гоголевской поэмы воплотил в трех лицах. Так что он подошел к самарскому спектаклю с хорошим знанием материала и с хорошо обуманной идеей, как сделать его еще более интересным и нужным зрителю. И, судя по всему, это получилось. Критики писали, что ««Сконапель истоар» — это очень современные «Мертвые души». Он смешной и страшный: Россия-то не изменилась, воры, дураки и дороги остались прежними!». Авторская ирония и злость могут многое...


В спектакле есть еще одно полноправное действующее лицо — Музыка, которую написал композитор Антон Чердакли. В эту музыку вписаны и паузы, и скрип колеса, ей подчинен пластический рисунок, мелодика речи персонажей. В спектакле есть эпизод, который вполне мог бы войти в историю современного театра, и он тоже связан с музыкой. Вот как его описывает один из тетаральных критиков: «В финале, когда легко нажитое богатство поманило господ за собой в далекие края, Селифан надевает на руки сапоги и... Отчаянная, безумная, как перед концом света, пляска на крепко сколоченных досках чичиковской повозки, как на крышке гроба. И станет по-настоящему мучительно больно... Ничего-то у нас не меняется... Ничему-то мы не учимся...»

ВИДЕО

Смотрите также

  • Драма
  • Александр Дунаев
  • 1983
  • 134 мин

Московский драматический театр на Малой Бронной

  • Драма
  • Татьяна Маслова
  • 1989
  • 158 мин

Государственный академический Малый театр

  • Драма
  • Георгий Товстоногов
  • 1969
  • 70 мин

Российский государственный академический Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова

Самый известный русский импрессионист

Константин Коровин

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

В Государственном музее Пушкина на Пречистенке развернута выставка «А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». К 180-летию публикации».

Подробнее

Концерт завершает Год Сергея Прокофьева в России.

Подробнее

Праздник интеллектуальной литературы подводит книжные итоги года.

Подробнее

Увидеть старинные механические куклы, узнать различия крестьянских лаптей, услышать сонеты Шекспира…

Подробнее

Изучим афишу последнего месяца 2016 года.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть