Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модерн»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Свадьба Кречинского

Театр «Актерский дом» Самарского Союза театральных деятелей | 2011 | Драма | 117 мин.
Режисcёр: Андрей Широков
В ролях: Юрий Земляков, Альмира Парпибоева, Елена Туринская, Алексей Елхимов, Олег Белов, Дмитрий Добряков, Владимир Сухов, Сергей Макаров
1464

Философ, математик, переводчик, драматург, почетный академик Петербургской Академии наук Александр Васильевич Сухово-Кобылин написал пьесу «Свадьба Кречинского» в то время, когда был обвинен в убийстве своей любовницы и был под арестом.


Александр Васильевич семь лет находился под следствием и судом, дважды его арестовывали. Корыстолюбие судебных и полицейских властей, которые знали, что имеют дело с очень состоятельным человеком, довели «дело об убийстве» до того, что и сам Сухово-Кобылин, и пятеро его крепостных, у которых пытками выбили признание в преступлении, был близок к каторге. Только отсутствие каких-либо доказательств, огромные связи и огромные деньги освободили Сухово-Кобылина и его слуг от незаслуженного наказания. «Не будь у меня связей да денег, давно бы я гнил где-нибудь в Сибири», — уже по закрытии дела говорил Сухово-Кобылин.


Вот в таких обстоятельствах в 1854 году появиалсь первая часть трилогии («Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина»).


Как писал известный и уважаемый литературовед, критик того времени, Дмитрий Петрович Святополк-Мирский, было только два драматурга, приближавшихся к Островскому по качеству своих произведений, и это были Александр Сухово-Кобылин и Александр Писемский. Он отмечал, что «Свадьба Кречинского» по известности своего текста могла соперничать с «Горем от ума» и с «Ревизором». Как комедия интриги, она не имела соперниц на русском языке (за исключением «Ревизора»), а характеры обоих мошенников, Кречинского и Расплюева, принадлежали к самым запоминающимся во всей портретной галерее русской литературы.


Язык пьесы — сочный, меткий, афористичный; крылатые словечки персонажей комедии прочно вошли в обиходную разговорную речь не одного поколения. Пьеса абсолютно безукоризненна. И, как и биография человека, ее написавшего, она читается на одном дыхании.


Сюжет прост и обыден. Богатый помещик Петр Константинович Муромский временно живёт с дочерью Лидочкой и её тётушкой Анной Антоновной Атуевой в Москве. У него обширные земли в Ярославской губернии и полторы тысячи крепостных душ — состояние нешуточное. Разумеется, двадцатилетняя девица Лидочка — «лакомый кусочек» для московских щёголей-женихов. Тетушка мечтает выдать ее замуж, а папенька беспокоится по поводу порядочности женихов. Лидочка по секрету признается тётушке, что жених уже есть! Вчера на балу она танцевала мазурку с Михаилом Васильевичем Кречинским. И он сделал ей предложение. Но раздумывать нет времени! «Мишель» не сегодня-завтра уезжает из Москвы и желает знать до своего отъезда — «да» или «нет».


Что до жениха, господина Кречинского, то он игрок, и не просто игрок, а «страшный игрок». И Лидочка с её приданым для него лишь куш, с которым можно вступить в «большую игру». «У меня в руках тысяча пятьсот душ, — соображает он, — и ведь это полтора миллиона, и двести тысяч чистейшего капитала. Ведь на эту сумму можно выиграть два миллиона! И выиграю, выиграю наверняка». О любви, конечно, к молодой девушке в этой пьесе речи не идет. Что дальше вытворят Михаил Васильевич Кречинский, может присниться только в «страшном сне»... И замечателен финал, когда он, как истинный игрок, признает своё поражение возгласом заматерелого карточного игрока: «Сорвалось!»


Премьера «Свадьбы Кречинского» состоялась в Малом театре 28 ноября 1855 года с такими гигантами, как Сергей Шумский (Кречинский), Михаил Щепкин (Муромский), Пров Садовский (Расплюев), и с тех пор не сходит со сцены вплоть до наших дней. Кстати, как и две другие пьесы. Ее несколько раз экранизировали, впервые в 1908 году (реж. Александр Дранков), неоднократно снимали для телевидения.


В ней играли выдающиеся актеры русской и советской пьесы, многие известные режиссеры считали за честь поставить эту пьесу.


В 2008 году состоялась премьера «Свадьбы Кречинского» в театре «Актерский Дом» в Самаре. До этого больше чем полтора века ее в городе не ставили... Режиссер — выпускник ГИТИСа и мастерской Петра Фоменко — Андрей Широков. В постановке заняты актеры театра юного зрителя «СамАрт», Самарского академического театра драмы им. Горького и Самарского муниципального театра «Камерная сцена». В спектакле использованы простые, но функциональные черные декорации с прорезанными знаками карточных мастей, яркие костюмы героев, а также музыка популярной группы «Ленинград», задающая тон всему происходящему на сцене.


«Искрометная комедия, ключевым словом которой является „игра“. Что такое человеческий азарт? Насколько трагикомичен этот вечный феномен человеческий?.. Смешные и не очень игры, в которые вечно играют люди, надеясь найти свое место в жизни, заставят нас посмеяться над собой, узнать знакомых и подумать...» Так один из очевидцев той премьеры определил суть спектакля.


А режиссер Андрей Широков в интервью ИА REGNUM после премьеры сказал: «Самым важным для меня было заразить зрителя азартом и куражом главного героя. И это получилось: зрители много смеялись и долго аплодировали по окончании спектакля».


В этой версии Михаила Васильевича Кречинского играет актер театра драмы Олег Константинович Белов. Внешне он мало совпадает с характеристикой Сухово-Кобылина: «видный мужчина, правильная и недюжинная физиономия, густые бакенбарды». Белов сыграл своего Кречинского — обаятельного игрока и жуира, подвижного, быстрого на слова и поступки. «И только глаза актера (в маленьком зале они видны, как на экране) — холодные, безжалостные, циничные — выдают в нем хищника, который любит только себя и карты», — это тоже цитата из откликов на первые спетакли.


В Самаре, в течение сезона 2011–2012 годов больше десяти тысяч зрителей выбирали актера, достойного городской премии зрительских симпатий «Браво». Им стал Заслуженный артист РФ Олег Константинович Белов. Корреспондент Волга Ньюс написал: «Любимого актера зрители встречали стоя. На протяжении его выступления никто в зале не опустился в кресла. Олег Белов, поднявшись на сцену, поблагодарил собравшихся. „Это не меня отметили, — сказал актер, — это нас отметили“. Конечно, он имел в виду свой театр»...

Смотрите также

  • Драма
  • Евгений Макаров
  • 1986
  • 149 мин

Российский государственный академический Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова

  • Драма
  • Роберт Стуруа
  • 2004
  • 149 мин
  • Драма
  • Юрий Григорович
  • 1970
  • 134 мин

Государственный академический Большой театр

Прямая трансляция 29 мая, в 19:00. Концертный зал имени П.И. Чайковского

Сергей Редькин, Сергей Догадин, Госоркестр имени Е.Ф.Светланова

В кинотеатрах фильм можно будет увидеть с 1 июня.

Подробнее

На фестивале «Интермузей» обсудили музеи будущего.

Подробнее

Встречи «Вокзал мечты» будут проходить раз в месяц.

Подробнее

Российские и зарубежные фильмы будут идти до 4 июня.

Подробнее

Самые яркие фестивали лета 2017 — в подборке «Культуры.РФ».

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть