Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модернъ»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Шторм

Государственный академический театр им. Моссовета | 1972 | Драма | 126 мин.
Режисcёр: Юрий Завадский
В ролях: Юрий Завадский, Леонид Марков, Олег Анофриев, Ростислав Плятт, Вячеслав Бутенко, Валентина Талызина, Алексей Зубов, Николай Парфёнов, Михаил Львов, Олимпиада Калмыкова
1903

У моссоветовцев было несколько «Штормов» — первый в 1925 году поставил Е. Любимов-Ланской. Затем в 1951-м (вместе с Е. Страдомской) за пьесу В. Билль-Белоцерковского взялся Ю. Завадский, но особого успеха не снискал. Спустя много лет осенью 1967 года он выпустил третий «Шторм». Надо сказать, если бы не упрямство Завадского, последней — самой удачной — версии могло бы не быть. «Штормом», исторически ставшим одним из символов Театра Моссовета, режиссер намеревался отметить пятидесятилетие революции, получил одобрение сверху — но вот в самом театре поначалу идею эту не приняли: что еще можно сказать в третий раз?.. Как вспоминал Б. Поюровский, затея эта встретила «вне стен театра — иронические улыбки. Внутри — почти бунт ... Дело прошлое, но я тоже принадлежал к числу маловеров:


— Ну, кому это сейчас нужно? К тому же без Абдулова, Розен-Санина, Раневской?!»


Но Завадский нашел форму, благодаря которой в застойную брежневскую пору и критика, и публика полюбили революционный «Шторм». Р. Плятт, который в обоих постановках играл старого партийца, интеллигента Раевича, отмечал, что «Обильная пресса ... объявила спектакль Завадского подлинно новаторским и при обсуждении юбилейных премьер 1967 года «Шторм» вышел на первое место».


Билль-Белоцерковский, который сперва был матросом на русских и английских торговых судах, затем 8 лет трудился разнорабочим в Штатах, а в 1917-м вернулся в Россию и участвовал в Гражданской войне — написал многонаселенную пьесу-агитку «Шторм» в год смерти вождя (к слову, в 1927-м появится и «Штиль»). Пьесу о новых героях, борющихся с внешними, с внутренними врагами, с тифом. О продразверстке, крестьянах и мещанах. О расстановке сил на новой политической карте и о людях нового общества — словом, о советской жизни, где место подвигу есть каждый день. В те годы театр активно обращался к советской литературе, и кроме В. Билль-Белоцерковского на его сцене появились спектакли по Д. Фурманову, В. Киршону, Ю. Яновскому.


Когда в 1951-м к «Шторму» обратился Завадский, драматург добавил в действие новые эпизоды и героев. Игравшая спекулянтку Ф. Раневская сама придумаласвой текст, и ее героинястала настолько ярким персонажем постановки (говорили, после ее сцены зрители рукоплескали — и потом уходили со спектакля), что комедийный заряд ее роли оттягивал на себя внимание публики и тем самым смещал режиссерские акценты. Такчто Завадский, увы, в итоге ее героиню (чей образ, как пишут, оценил Б. Брехт!) из инсценировки вывел.


Постановка Любимова-Ланскогорассказывала о современном, и сценография это ощущение актуального должна была передать. В 1951-м Завадский стремился уже больше к цельности впечатления, внешние приемы были для него не так важны, хотя без внимания не оставлены. Но полностью он реализует свою идею в постановке 1967-го (с режиссером А. Зубовым и художником А. Васильевым; музыка А. Пирумова, стихи Р. Рождественского), воспользовавшись необычным решением. Если для прославлявшего революционный порыв текста на сцене ждали привязанности к бытовым деталям, то Завадский отказался от всего лишнего — можно сказать, вообще почти от всего. «Пьеса вся замешана на быте, и вдруг — пустая сцена, прочь бороды, валенки. Ни декораций, ни костюмов, ни гримов, только детали... А Завадский видел свое и оказался самым ищущим ... среди нас! На премьере ... он обратился со сцены к зрителям (и это стало традицией каждого спектакля) и сказал о том, что именно на этом спектакле он не хочет обычного деления» на зрительный зал и сцену, — описывал Р. Плятт. Новый «Шторм», продолжал актер, был очищен «от всего, что отвлекло бы от патетической темы, от страстной революционной ноты ... с действием, то возникающем в зрительном зале, то перетекающем со сцены в зрительный зал».


Завадский хотел со сцены показать спектакль-концерт или, как писал М. Любомудров, даже спектакль-митинг. Для этого он максимально сократил дистанцию между актерами и зрителями, а сами артисты выходили теперь практически без грима, и в их костюмах уже новой эпохи были лишь детали той поры пятидесятилетней давности. Плятт поначалу опасался декорационного и костюмного лаконизма второй версии, но Завадский его роли в обоих постановках необыкновенное ценил, говоря, что от первой интерпретации ко второй тот органично перешел благодаря соединению «правды и возвышенной романтики».


О новом «Шторме» Любомудров рассказывал, как «действие возникало из стиха о бойцах, которые «сделали первый шаг», завершалось поэтической строкой — заветом революционного поколения потомкам. Эпизоды чередовались с кинематографической быстротой. Актеры действовали на авансцене в скрещенных лучах прожекторов. Лишь массовые картины занимали все пространство. Завадский стремился приблизить революционную историю к нашим дням, утвердить связь времен и преемственность идеалов». Неудивительно, что вместе с Р. Пляттом, Л. Марковым (Председатель Укома), О. Анофриевым (матрос Виленчук) на подмостки вышло и молодое поколение — в построении коммунизма была занята вся труппа.

ВИДЕО

Смотрите также

  • Драма
  • Юрий Муравицкий
  • 2012
  • 153 мин
  • Драма
  • Геннадий Павлов
  • 1988
  • 112 мин
  • Драма
  • Владимир Богомолов
  • 1979
  • 155 мин

Московский художественный академический театр им. М. Горького (МХАТ)

Поэтичные образы природы Федора Васильева

Галерея картин

Буйство красок на картинах Петра Кончаловского

Ко дню рождения художника

Чем мы хуже киногероев?

Веселимся, ожидая Масленицу!

Ученик Малевича и Кандинского

Авангардные картины Александра Лабаса

Триумфальная песня из «Бременских музыкантов»

Вспоминаем музыку Геннадия Гладкова

Не любить — значит не жить

Романтичные сцены из советского кино

Любовь Орлова - звезда первых советских кинокомедий

Актриса, которая умела делать все

Леон Бакст — художник, декоратор, дизайнер

Сценограф Русских сезонов Дягилева в Париже

Предлагаем посетить культурные мероприятия региона в марте.

Подробнее

Самые интересные культурные мероприятия Москвы на праздничных выходных.

Подробнее

Показы на сценах и в кинозалах, образовательные программы — и лучшие постановки прошлого сезона.

Подробнее

Гадание на блинах и пиротехническое шоу, игры-квесты по русским сказкам и фотографии из терема Василисы Прекрасной.

Подробнее

Стартовал интерактивный проект галереи и блог-платформы LiveJournal.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть