Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модернъ»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Достигаев и другие

Государственный академический Малый театр | 1975 | СССР | Драма | 137 мин.
Режисcёр: Надежда Марусалова (Иваненкова), Борис Бабочкин
В ролях: Борис Бабочкин, Лилия Юдина, Людмила Щербинина, Елена Гоголева, Михаил Садовский, Ольга Хорькова, Элла Далматова, Людмила Пашкова, Галина Кирюшина, Евгений Буренков, Тамара Торчинская, Роман Филиппов, Юрий Васильев, Пров Садовский, Борис Телегин, Сергей Маркушев, Юрий Каюров, Иван Любезнов, Валерий Бабятинский, Ирина Ликсо, Николай Анненков
921

Если вас не интересует российская история 1917 года, смотреть этот спектакль не стоит. Если вы совсем не разбираетесь, кто такие, например, кадеты, или черная сотня, или большевики, то тоже не смотрите, так как окончательно запутаетесь и где-то уже на десятой минуте заскучаете. Если же вы все-таки решитесь, то прочитайте Большую Советскую Энциклопедию или какую-либо другую документальную литературу о том времени. Или хотя бы повторите учебник истории. И тогда эта пьеса и спектакль помогут вам понять, почему большевикам удалось сосредоточить власть в своих руках, как происходили революции-перевороты в уездных городах России, откуда растут ноги у русского терроризма, что такое провинциальная интеллигенция в период двух революций и что такое, например, уездный декаданс...


Если коротко, то действие в пьесе происходит в «каком-то» городе России в июле — декабре 1917 года в период бурных общественно-политических изменений, вызванных Февральской революцией. Большинство действующих лиц — представители общества дворянского и купеческого, то есть элита города. Они много говорят о политике, используя преимущественно слухи и сплетни, естественно, ругают Временное правительство и его представителя в городе, комиссара Звонцова (он не большевик), но ничего не предпринимают, устраивают вечеринки, «хлебают вино» (так говорит солдат в финале пьесы) и выясняют личные отношения. Правда, некоторые из них пытаются организовать сопротивление «левым», под которыми подразумеваются кадеты и эсеры. Таких людей, которые не боятся кровопролития, собирает вокруг себя Порфирий Нестрашный — лидер местных черносотенцев. Ему сочувствует местное духовенство: мать Мелания и отец Павлин. Нестрашный пытается привлечь на свою сторону и Василия Достигаева, известного и влиятельного в городе человека, но тот предпочитает приспосабливаться к существующей власти: «Все живет потому, что приспособилось». На вопрос «С кем вы, господин Достигаев?», он отвечает, что ни с кем, только с самим собой.


И пока все выясняют друг с другом отношения, власть в городе переходит в руки большевиков без единого выстрела. К слову, главного революционера в спектакле играет Юрий Каюров, актер, известный как один из лучших современных исполнителей роли В.И. Ленина. Ирония...


Автор пьесы «Достигаев и другие», которой нет в школьном списке ни обязательной, ни дополнительной литературы, — великий классик Алексей Максимович Горький. В революциях он много чего понимал, наш «буревестник революций», относился к подобным событиям неоднозначно, о чем и рассказывал в своих пьесах, многие из которых вошли в золотой фонд российского и советского театра.


Пьеса была написана в 1932 году, и Ленинградский Большой драматический театр им. М. Горького первым в стране поставил ее и показал премьеру уже в ноябре 1933 года. Второй раз в 1952 году, но обе постановки быстро сошли с афиш. И лишь третья постановка пятьдесят седьмого года под руководством Георгия Товстоногова имела успех. Конечно, и за счет таланта великого режиссера, но и благодаря таким актерам, таким как Сергей Юрский, Евгений Лебедев, Зинаида Шарко и другие. Это был «звездный спектакль».


Режиссер спектакля Малого театра (он же играет заглавную роль) — Борис Андреевич Бабочкин.


Наш родной, любимый Василий Иванович Чапаев... После того, как он в 1934 году сыграл в кино эту роль, никто уже и не знает, как выглядел на самом деле легендарный комдив, что он говорил и так далее. Уже долгие годы вся страна говорит «Чапаев», а подразумевает Бабочкина, и наоборот. И как нас не пытаются переубедить современными произведениями, что тот Чапаев — одна большая неправда, мы все равно не верим. Такова была сила мастеров своего дела, режиссеров братьев Васильевых, и, конечно, актера Бориса Бабочкина.


Борис Андреевич был суперактер, суперрежиссер, суперорганизатор театрального дела.


Кстати, он с 1937 по 1940 год руководил театром БДТ, где впервые и была поставлена пьеса М. Горького, о которой мы ведем речь.


Б. Бабочкин был художественным руководителем Московского театра имени А.С. Пушкина (1952-1953). Туда он приглашает А. Дикого поставить «Тени» М. Салтыкова-Щедрина (1953), где сам блестяще сыграл Клаверова: «Я вложил в эту роль все, что знал о карьеристе и бюрократе». Спектакль пользовался огромным успехом, есть свидетельства очевидцев, но вслед за разгромной рецензией в «Правде» последовало отстранение Бабочкина от должности и почти три года безработицы. Советская власть не прощала своих заблудших детей...


В Малом театре как актер и режиссер он работал в период с 1948 по 1951 год и с 1955 и до самой своей смерти в 1975 году.


Так что спектакль «Достигаев и другие» — последняя его работа. Почему он решил ставить такую «тяжелую», малоиграемую пьесу, которая могла и разочаровать зрителей, трудно сказать. Судя по его жизни, он никогда не искал легких протоптанных дорог, делать что-то новое, «пока непонятное» было для него почти нормой. Человек деликатный и интеллигентный, Борис Иванович и режиссером был таким же. Ставя пьесу и играя в ней, где даже по названию у него заглавная роль, Бабочкин делает спектакль «о других» больше, чем о Достигаеве. Каждый из «других» — главное действующее лицо, каждый из актеров, а их в пьесе очень много — самый главный исполнитель. Как режиссер, он прорабатывает каждое их появление, каждый взгляд и жест, мотивацию каждого поступка и каждой реплики. Такое уважение и внимание со стороны режиссера не только к таким звездам, как Елена Гоголева, Борис Телегин, Юрий Любезнов (не буду перечислять всех), но и к молодым исполнителям, встретишь редко даже в хрестоматийных спектаклях.

ВИДЕО

Смотрите также

  • Драма
  • Глеб Дроздов
  • 1977
  • 143 мин

Государственный воронежский академический театр драмы имени А. Кольцова (Старое здание)

  • Драма
  • Евгений Симонов
  • 1972
  • 156 мин

Государственный академический театр имени Е.Б. Вахтангова

  • Драма
  • Иван Ермаков
  • 1960
  • 162 мин

Российский государственный академический Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова

Самый известный русский импрессионист

Константин Коровин

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

Жюри крупнейшей литературной награды России «Большая книга» объявило лауреатов.

Подробнее

Проект включает работы из собрания московской галереи «Веллум» и крупных частных коллекций.

Подробнее

Прогуляться по Большому театру теперь можно не выходя из дома — на панорамной видеоэкскурсии по историческому зданию.

Подробнее

В Государственном музее Пушкина на Пречистенке развернута выставка «А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». К 180-летию публикации».

Подробнее

Концерт завершает Год Сергея Прокофьева в России.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть