Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модернъ»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Кремлевские куранты

Московский художественный академический театр им. М. Горького (МХАТ) | 1967 | СССР | Драма | 160 мин.
Режисcёр: Мария Кнебель, Иосиф Раевский
В ролях: Борис Смирнов, Василий Марков, Лев Золотухин, Борис Ливанов, Алла Тарасова, Маргарита Анастасьева, Дмитрий Шутов, Виктор Новосельский, Татьяна Забродина, Анастасия Зуева, Михаил Медведев
1624

«Кремлевские куранты» — вторая часть из знаменитой драматической трилогии Николая Погодина, посвященной Ленину. Действие этой пьесы происходит в 1920 году в Москве — в то время, когда разрабатывается план электрификации страны (тот самый ГОЭЛРО). Естественно, самая большая потребность в такой момент — в специалистах, в инженерах-энергетиках. А один из них — Забелин — вместо работы по прямой специальности, демонстративно торгует спичками практически у самого Кремля. Он вполне открыто высказывается о своем недовольстве существующими порядками, разрухой, поглотившей страну, и, как следствие, не раз говорит о том, что такой стране жизни осталось совсем немного. В своих речах он чаще всего упоминает главные часы страны — Кремлевские куранты, что остановились, словно символизируя остановку времени для всего государства. И вот, его хватают и везут прямиком к Ленину. Финал более чем идеалистичен — жизнь налаживается, Забелин получает работу, нужную не только ему, но и стране, молодые герои (любовная линия пьесы) обретают друг друга, а злополучные Кремлевские куранты начинают идти, отсчитывая новую эпоху великой страны...


Впервые МХАТ показал свой спектакль по этой пьесе (руководитель постановки — В.И. Немирович Данченко, режиссеры — Л. Леонидов, М. Кнебель) 22 января 1942 года в эвакуации в Саратове. В этом же году постановка была удостоена Сталинской премии. И вот, спустя пятнадцать лет ее решили возобновить, пригласив для этого Марию Осиповну Кнебель. «Куранты» предстояло восстанавливать с новым составом, и главное — с новым исполнителем роли Ленина.


Было решено восстановить и декорации, созданные в 40-е годы В. Дмитриевым, причем многое можно было сделать только по памяти, поскольку не то что самих декораций — материалов не сохранилось.


Ленина теперь играл Борис Смирнов, и в его исполнении, в отличие от первой версии, основной акцент уже делался не на «похожесть». Режиссер и актер стремились «ощутить особую природу мысли Ленина», как писала Мария Кнебель. В результате это удалось Смирнову настолько, что в последствии он еще в двух театральных постановках и нескольких кинофильмах воплощал этот образ, получив за него Ленинскую премию.


Как многие отмечали, наиболее интересным «новым исполнителем», помимо Смирнова, оказался здесь и Борис Ливанов, которому предстояло играть Забелина после самого Хмелева. Он играл, прежде всего, ученого, причем ученого-практика, для которого профессия — это непрекращающийся труд. Ему было необходимо сознание, что и теперь, почему-то оказавшись выброшенным из нормальной трудовой жизни, он продолжает работать. И, продавая спички, он не юродствовал, не философствовал, а именно работал. Огромная внутренняя борьба игралась Ливановым в сцене, где Ленин предлагает его герою сотрудничество. Не желая идти на поводу у большевиков, он, одновременно, как настоящий ученый, все более и более увлекается конкретными вопросами, ему предложенными. «Не знаю, способен ли я», — говорит он неуверенно, но уже совершенно очевидно, что к торговле спичками он не вернется.


Своеобразным талисманом «Кремлевских курантов» стал актер Борис Петкер, игравший во всех версиях совсем небольшую роль мастера-часовщика. Возможно, это был один из самых блестящих эпизодов всего спектакля. Этот образ чудаковатого старика, созданный Петкером, был одновременно глубоко романтичен. Он, подобно шекспировскому Гамлету, видит, что «распалась связь времен», причем, в случае Петкера видит это наглядно. Но в его власти эту связь восстановить.


Восстановленный спектакль шел еще много лет. Его неоднократно представляли и за границей. И вот теперь, его можно увидеть и не на старой телевизионной пленке.

ВИДЕО

Смотрите также

  • Драма
  • Алина Казьмина
  • 1976
  • 136 мин

Московский драматический театр имени М.Н. Ермоловой

  • Драма
  • Галина Волчек
  • 1974
  • 133 мин

Театр «Современник»

  • Драма
  • Виталий Иванов
  • 1977
  • 139 мин

Государственный академический Малый театр

Атака смелая, удар и - гол!

10 декабря - Всемирный день футбола

Самый известный русский импрессионист

Константин Коровин

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Подборка интересных событий.

Подробнее

Жюри крупнейшей литературной награды России «Большая книга» объявило лауреатов.

Подробнее

Проект включает работы из собрания московской галереи «Веллум» и крупных частных коллекций.

Подробнее

Прогуляться по Большому театру теперь можно не выходя из дома — на панорамной видеоэкскурсии по историческому зданию.

Подробнее

В Государственном музее Пушкина на Пречистенке развернута выставка «А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». К 180-летию публикации».

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть