Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модерн»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

История одного преступления

Пензенский областной драматический театр имени А.В. Луначарского | 2012 | Россия | Драма | 115 мин.
Режисcёр: Ансар Халилуллин
В ролях: Сергей Дрожжилов, Александр Куприянов, Григорий Мазур, Вера Дупенко, Альберт Ибраев, Ольга Белякова
3307

Жанр спектакля Пензенского областного академического театра им. Луначарского «История одного преступления» обозначен так — исторический детектив в одном действии. Идет час пятьдесят, без антракта. История спектакля по-своему уникальна. Провинциальный российский театр заказал пьесу московскому драматургу Ольге Михайловой, готовясь отметить на своей сцене 150-летие со дня рождения Столыпина. А идея отметить юбилей российского премьер-министра, фигуры выдающейся, но также и спустя сто с лишним лет вызывающей прямо противоположные оценки, принадлежала губернатору Пензенской области Василию Бочкареву.


Премьеру сыграли 6 мая 2012 года, режиссер Ансар Халилуллин поставил не биографический спектакль «к юбилейной дате», а трагикомическую театральную фантазию с детективным сюжетом.


1910 год, Пенза. Провинциальному адвокату Яншину досталась необычная подзащитная — красавица-крестьянка Марья Крюкова, которая зарубила топором своего свекра, вину полностью признает, ни в чем не раскаивается, настаивает на собственной казни — вот только о мотивах преступления ничего говорить не хочет.


А у адвоката — сомнения в ее виновности. Но все улики налицо, суд вот-вот состоится, и тогда приговор уже не изменить. И адвокат, как это принято в России, решает «занять ума» у людей известных, авторитетных и пишет письма Петру Аркадьевичу Столыпину и Льву Николаевичу Толстому. И тут детектив оборачивается исторической драмой, а историческая драма — пьесой идей совсем во французском духе, это только у них так бывает, чтобы безо всякого действия люди обменивались пространными монологами о предметах отвлеченных. Но в «Истории одного преступления» Толстой и Столыпин спорят о вещах, их волнующих, и споры эти не потеряли своей злободневности и спустя 102 года.


Когда на сцену выходят Столыпин (Сергей Дрожжилов) и Толстой (Александр Куприянов), в зале смятение — так похожи и тот, и другой. Режиссер Ансар Халилуллин (в Москве в Театре Армии много лет в его постановке играли пьесу Островского «Поздняя любовь») выбрал на роли этих двух величайших умов актеров характерных, особенно, конечно, это касается Куприянова, и этот выбор пошел на пользу спектаклю. Они не шаржируют классиков, но характерность придает тому и другому человеческое измерение, отделяет людей от канонических портретов, не говоря уже о том, что Столыпин из спектакля, как и Столыпин настоящий, сильно отличается от того, про которого рассказывали в советских школах, где имя его ассоциировалось исключительно со столыпинскими вагонами и столыпинскими же галстуками.


С одной стороны — детектив, история выдуманная, хотя тоже отчасти лишь. Адвокат (Григорий Мазур), его прислуга Федосья (Ольга Белякова), напоминающая всех лучших и классических слуг из русской литературы — и Степана из «Женитьбы» Гоголя, и обломовского Захара, — тоже и себе на уме, и переживающая душой все неудачи непутевого своего хозяина, пытающаяся своими благоразумными советами вытащить его на прямую дорогу к успеху и процветанию. В центре этой сюжетной линии — Марья (Вера Дупенко), и тут драматург всю свою боль за вечное неравноправие русской женщины выкладывает, как козыри. Эти боль и страдание актриса играет с какой-то обезоруживающей прямотой, но сперва — точно в коконе, закрытая, а потом — разворачивается, как пружина, как тот самый «русский бунт». Вызывая протест и даже отвращение в простодушном и в какой-то момент очаровавшемся ею провинциальном адвокате.


С другой стороны, тут — совершенно документальный сюжет, с перепиской Толстого и Столыпина, и в этой части истории, с историческими фигурами, автор следует документальной точности, тут — вербатим, Театр.doc, разве что автор, один из основателей Театра.doc, не с диктофоном ходила за Толстым и Столыпиным. Своеволием своим автор втягивает Столыпина и Толстого в историю Марьи Крюковой, они даже срываются с мест и встречаются в Пензе, хотя до того ведут долгие и серьезные споры о земле, о частной собственности, о русском счастье. Крестьянка гибнет, не дождавшись суда. Даже самые великие люди России не в силах помочь одному страдающему человеку. Вроде слышат, даже откликаются на «трепет жизни в травах, в толпах, в одинокой человеческой душе», а помочь — не могут. Такая вот русская трагедия. Уходит из Ясной Поляны и умирает Толстой, затем, почти безо всякого антракта, убивают Столыпина. Об этом они сами рассказывают в финале.


Режиссер спектакля Ансар Халилуллин начинал в московском Театре-студии на Красной Пресне под руководством В.С. Спесивцева. В 1996 окончил режиссерский факультет РАТИ-ГИТИС (мастерская Б.Г. Голубовского). Работал в театрах Твери, Владимира, Калуги, Казани, Сургута, Магадана, Саратова, где ставил спектакли по пьесам Ж.-Б. Мольера, Д.И. Фонвизина, Б. Брехта, М. Метерлинка, А. Мюссе, А. Арбузова, Э. Брагинского, многих современных авторов. Был главным режиссером Магаданского государственного драматического театра и Сургутского музыкально-драматического театра. В Центральном академическом Театре Российской Армии выпустил спектакль по пьесе А.Н.Островского «Поздняя любовь» с участием народных артистов России Н.И. Пастухова и Л.И. Голубкиной. Преподавал актерское мастерство в РАТИ-ГИТИС (мастерские Б.Г. Голубовского и Б.А. Морозова). Как кинорежиссер участвовал в работе над сериалами «Не родись красивой», «Огонь любви», «Бывшая» и др.

ВИДЕО

Смотрите также

  • Драма
  • Иосиф Райхельгауз
  • 2013
  • 103 мин

Московский театр «Школа современной пьесы»

  • Драма
  • Александр Шорин
  • 1967
  • 144 мин

Московский академический театр имени В.В. Маяковского

  • Драма
  • Юрий Григорович
  • 1983
  • 111 мин

Государственный академический Большой театр

Прямая трансляция 22 апреля, в 15:00. Концертный зал имени П.И. Чайковского

Великий композитор-сказочник Николай Римский-Корсаков

Вспоминаем Георгия Вицина

Видеоролик из ролей замечательного актера

Международный день цирка

«Цирк - это вечный праздник взрослых и ребят!»

Вспоминаем советские боевики

Благородные герои в борьбе за справедливость

Вспоминаем любимых героев мультиков

Классика советской анимации

От купольного храма до хрущевки

Краткий путеводитель по архитектурным стилям российских городов

Золотое кольцо России

Виртуальное путешествие по древним городам

Великий комбинатор советского кино

Вспоминаем известные роли Сергея Юрского

XVIII век в русской живописи

История изобразительного искусства за две минуты

Владимир Мединский дал старт всероссийской акции «Библионочь 2017» на Триумфальной площади в Москве.

Подробнее

Какую программу подготовили библиотеки столицы

Подробнее

Мероприятия, посвященные любви, весне и свободе, — в подборке портала «Культура.РФ».

Подробнее

Жюри предстоит выбрать лучшую из семи экранизаций.

Подробнее

Уникальные спектакли, выставки и кинопоказы будут идти до 23 июля.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть