Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модернъ»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Враги

Московский художественный академический театр им. М. Горького (МХАТ) | 1972 | Драма | 134 мин.
Режисcёр: Мария (Мариэтта) Муат, Владимир Немирович-Данченко, Михаил Кедров, Александр Карев
В ролях: Леонид Губанов, Марк Прудкин, Владлен Давыдов, Павел Массальский, Алла Тарасова, Маргарита Юрьева, Нина Гуляева, Борис Петкер, Елена Хромова, Николай Алексеев, Владимир Богомолов, Дмитрий Шутов, Алексей Грибов, Иван Власов, Алексей Борзунов, Всеволод Абдулов, Галикс (Георгий) Колчицкий, Виктор Новосельский, Валерий Пушкарев, Мария Титова, Владимир Прошин, Петр Кудлай
1554
К столетнему юбилею Максима Горького на сцене МХАТа, носящего имя писателя, восстановили знаменитый спектакль Немировича-Данченко и Кедрова «Враги». Именно этой постановкой открылась московская юбилейная декада.

Сюжет — в канун 1905 г. беспокойство охватило фабрику Скроботова и Бардина. Рабочие требуют уволить несправедливого и жестокого мастера. Хозяева в ответ на требования рабочих закрывают фабрику и подтягивают войска. Жандармы раскрывают активную социал-демократическую организацию, которая действует на фабрике.

По словам Марка Прудкина, что были сказаны им накануне премьеры восстановления, основным в этой пьесе Горького для постановщиков спектакля стало ярко выраженное чувство классовой ненависти. Что не удивительно, хотя и горько, для спектакля, поставленного в 1935 году. Ведь действительно, при всей внешней скупости и лаконичности, спектакль был пронизан острейшим чувством непримиримой борьбы, схватки не на жизнь, а на смерть. Именно этим и определялся его скрытый напряженный ритм и глубокий внутренний динамизм.

Интересны были и те требования, которые новая работа потребовала от актеров. Требования, прежде артистам Художественного театра мало свойственные — яркий темперамент при внешней скупости выразительных средств, а также пристальное внимание к слову. Слову, как дополнительному «оружию» актерского арсенала, а не просто как к выраженным мыслям персонажа. Мхатовским актерам пришлось столкнуться с редким для себя типом театра — не привычным для них театром чувств, а театром мысли, борьбы идей.

Спектакль славился не только яркими центральными ролями, крайне важным тут был и коллективный образ — групповой портрет рабочих, охваченных единой идеей. Причем при всей обобщенности этого образа, каждый характер, его создающий, был индивидуален и наделен своей особой человеческой неповторимостью. Оттенков здесь было много: от чисто народной мудрости, присущей старому рабочему в исполнении А. Грибова, до спокойной и ясной уверенности в собственной правоте и справедливости революционных идей других рабочих. И в новом спектакле эта могучая сила осталась на высоте. Полифония характеров, точно разработанная партитура эволюции единого образа рабочей массы, и снова яркая индивидуальность каждого «из толпы».

В принципе, возобновление 1968 года было довольно кропотливым и педантичным, однако некоторые изменения все же произошли. И коснулись они, прежде всего трактовок образов Захара Бардина и его жены Полины. В версии 1935 года эти роли играли Василий Качалов и Ольга Книппер-Чехова, и тогда образ Захара шел от внешней характерности, от почти карикатурных черт, свойственных дореволюционному дворянину, а образ Полины был решен довольно нейтрально. В исполнении же Павла Массальского и Аллы Тарасовой эта пара стала вызывать в памяти шекспировских героев — Макбета и его супруги. В версии 1968 года Полина стала более активной, более непримиримой, а Захар начал действовать с постоянной оглядкой на нее, как бы проверяя свое отношение к рабочим через жену, через ее настроение.

Возобновленную версию «Врагов» отделяло от премьеры тридцать три года. Безусловно, изменившееся восприятие зрителя — зрителя нового, рожденного совсем в иную эпоху и воспитанного на иных художественных ценностях, — оказало свое влияние на звучание мхатовского спектакля. Тяжело воспринимать «классовую» трактовку сюжета (при том, что сегодня «Врагов» вполне возможно поставить на той же мхатовской сцене уже в духе наших дней). Но тем ценнее эти черно-белые кадры, это несколько выспренно звучащее слово и приподнятая масштабность постановки. Тем ценнее, что это наша театральная (и не только) история. Много ли сегодня мы можем увидеть спектаклей, руку к которым приложил один из основателей МХТ Владимир Иванович Немирович-Данченко...

ВИДЕО

Смотрите также

  • Драма
  • Иоэль Плахт
  • 1984
  • 104 мин

Государственный академический Большой театр

  • Драма
  • Ростислав Захаров
  • 1982
  • 157 мин

Государственный академический Большой театр

  • Драма
  • Александр Коршунов
  • 2014
  • 190 мин

Московский драматический театр «Сфера»

Самый известный русский импрессионист

Константин Коровин

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

Подборка интересных событий.

Подробнее

Жюри крупнейшей литературной награды России «Большая книга» объявило лауреатов.

Подробнее

Проект включает работы из собрания московской галереи «Веллум» и крупных частных коллекций.

Подробнее

Прогуляться по Большому театру теперь можно не выходя из дома — на панорамной видеоэкскурсии по историческому зданию.

Подробнее

В Государственном музее Пушкина на Пречистенке развернута выставка «А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». К 180-летию публикации».

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть