Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модерн»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Малыш

Российский академический молодежный театр | 1987 | СССР | Драма | 95 мин.
Режисcёр: Алексей Бородин, Юлия Косарева
В ролях: Татьяна Курьянова, Юльен Балмусов, Юрий Лученко, Александр Хотченков, Наталья Цымбал
964

Алексей Бородин с самых первых своих шагов в качестве художественного руководителя Центрального детского театра стал брать в работу тексты, которые большинству показались бы совершенно несценичными. Среди таких текстов и своеобразная повесть о «космическом Маугли», написанная Стругацкими. «Малыш» — это история о человеческом младенце, после крушения корабля оставшегося сиротой и воспитанного некой сверхцивилизацией. Спустя двенадцать лет его встречает на кажущейся пустой планете научная экспедиция и пытается наладить контакт.


Постановка фантастики на сцене (при том, что театр, по сути, всегда в чем-то фантастика) таит в себе множество проблем, которые связаны, прежде всего, с жесточайшей конкуренцией со стороны кинематографа. И действительно, воспримется ли театральная условность там, где кино-технологии могут предложить куда более впечатляющую картинку? В этом смысле театр, конечно, будет проигрывать. Но у него всегда останутся иные приемы, рассчитанные на сиюминутность и «живость» впечатлений.


В спектакле «Малыш» почти все сделано по канонам советских экранизаций фантастических произведений. Декорации Станислава Бенедиктова вполне кинематографичны и «живут» на экране так, словно их готовили для съемочного павильона. Плюс, собственно, экран на сцене, позволяющий точнее познакомиться с таинственным Малышом и разглядеть все его необыкновенные возможности, «подаренные» ему иной цивилизацией — будь то способность летать или умение создавать бессчетное множество собственных фантомов. Плюс «неземная», электронная музыка М. Чекалина — уникального композитора, стоявшего у истоков самых разных новых направлений современной музыки в 1970–1980-е годы.


Но все эти «приметы» кино, работая на режиссерский замысел, тем не менее не становятся определяющими в спектакле. Будь перед публикой только они, оставалось бы не ясным, отчего юный зритель рвался не в кинотеатр, а сюда, к сцене, чтобы еще и еще раз увидеть воплощенный на подмостках мир Полудня и послушать бесконечные разговоры пятерых актеров.


Ведь никакого экшна не происходит, несмотря на инопланетные декорации. Исследуется, интерпретируется все та же вечная тема режиссера Бородина — проблема взаимопонимания, попытка услышать другого. И не столь важно, кто этот другой — одноклассник, сосед, соперник или, как здесь, почти инопланетянин. Важен сам процесс постижения. А еще важно понимание того, что «другой» — заведомо интересен, что это заведомо глубокая личность.


Очевидно, именно поэтому в актерских приемах оказались сильно ограничены исполнители ролей землян. Эти персонажи нам, зрителям, давно знакомы — они одни из нас, и потому вполне достаточно набросать их портреты несколькими точными штрихами, чтобы сложился законченный и понятный образ. С точки зрения актерской игры среди «землян» сложно кого-то выделить. Разве что Юльена Балмусова, которому удалось провести своего скептика Комова сразу через несколько ступеней его взаимоотношений с «чужим». От заинтригованности чем-то непонятным, через чисто лабораторный интерес к новому виду, к первым (но очень болезненным) проблескам осознания того, что «другой» — это отдельный мир, близкий твоему собственному.


Этот самый отдельный мир творила на подмостках Центрального детского театра Татьяна Курьянова. В ее Малыше подростковая угловатость удивительным образом сочеталась с почти воздушной пластичностью. Столь похожий на обычного мальчишку (вот только лицо стало темно-коричневым), Малыш в то же время отпугивал своей непонятностью. Но ею же и притягивал к себе. Интересно, насколько разным он бывал в кают-компании, когда отвечал на вопросы незнакомых людей, и у себя — на воле. Эта «воля» транслировалась на огромный экран, с которого герои (и мы вслед за ними) могли наблюдать Малыша в естественных условиях. Вот он легко, хотя на земной взгляд и несколько кособоко, передвигается с огромной корзиной, наполненной камнями, в руках. Вот все его тело замерло на мгновение, а затем задвигалось, складываясь в быстрые причудливые позы — так Малыш размышляет. А вот мы видим только его огромные глаза — ясные и умные не по годам. Глаза постаревшего ребенка, который слишком много знает, но не все может осознать, уложить в своей голове.


Глаза эти выхватываются лучом света. Свет в спектакле, кстати, заслуживает отдельного разговора. Если почти вся сценография работает по законам кино, то свет творит именно театральную магию. Световой занавес отсекает от зрителя темную глубину сцены — невидно ни зги. Таинственные электронные звуки, заставляющие техника корабля проверить, в чем, собственно, дело. И вдруг из этой вязкой черноты появляется светящаяся ладонь. Еще одна. Потом лицо. Видение исчезает. И снова ладонь. Это первое появление Малыша.


Мерцающая игра света и тьмы, их контраст и попытки вобрать одно в другое становятся образным парафразом будущего контакта. А в финале вновь останутся перед зрителями — лишь эти огромные, выхваченные из черноты сценического портала глаза. Светлые, стремящиеся понять, но обреченные на новое одиночество. Уже осознанное и от того почти невыносимое...

ВИДЕО

Смотрите также

  • Драма
  • Сергей Арцибашев
  • 2012
  • 97 мин

Московский академический театр имени В.В. Маяковского

  • Драма
  • Олег Виноградов
  • 1985
  • 104 мин

Мариинский театр

  • Драма
  • Алина Казьмина
  • 1974
  • 128 мин

Московский драматический театр имени М.Н. Ермоловой

Бывалый из известного кинотрио

27 апреля - день рождения актера и режиссера Евгения Моргунова

Прямая трансляция 27 апреля, в 19:00. Концертный зал имени П.И. Чайковского

Минин-хор – 45 лет! Гала-концерт. Московский государственный академический камерный хор

Иван Грозный, Ипполит, Стива Облонский

25 апреля - день рождения актера Юрия Яковлева

Вспоминаем Георгия Вицина

Видеоролик из ролей замечательного актера

Международный день цирка

«Цирк - это вечный праздник взрослых и ребят!»

Вспоминаем советские боевики

Благородные герои в борьбе за справедливость

Вспоминаем любимых героев мультиков

Классика советской анимации

От купольного храма до хрущевки

Краткий путеводитель по архитектурным стилям российских городов

Золотое кольцо России

Виртуальное путешествие по древним городам

Проект посвящен древнерусскому искусству первой половины — середины XVI столетия.

Подробнее

На состязаниях участников в 31 номинации выбрали лучших.

Подробнее

Премьера картины «Один день Ивана Денисовича» ожидается в 2018 году.

Подробнее

Технологии позволяют увидеть экспонаты по-другому.

Подробнее

27–28 мая в парке Горького — перформансы и научные эксперименты.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть