Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное
  • Комедия
  • Борис Щедрин
  • 2015
  • 106 мин

Московский драматический театр «Модернъ»

  • Мелодрама
  • Екатерина Гранитова
  • 2015
  • 150 мин

Российский академический молодежный театр

  • Мелодрама
  • Георгий Тараторкин
  • 2015
  • 91 мин

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского

Садко

Государственный академический Большой театр | 1980 | СССР | Драма | 168 мин.
Режисcёр: Борис Покровский
Композитор: Николай Римский-Корсаков
2860
Первое музыкальное воплощение былина о новгородском гусляре Садко в творчестве Римского-Корсакова получила еще в 1867 году, когда появилась одноименная музыкальная картина для оркестра. Второе — три десятка лет спустя, оперу-былину «Садко» композитор закончил в 1896 году.

За два года до этого, летом 1894 года, Римский-Корсаков получил письмо от известного историка музыки Н.Ф. Финдейзена, в котором тот убеждал композитора приняться за оперу на сюжет «Садко» и даже предложил вариант либретто. Римский-Корсаков проявил к этой идее интерес, который поддержали его друзья, в первую очередь Владимир Стасов.

Практическую работу по написанию либретто взял на себя филолог и специалист по русской старине В.И. Бельский. Первый опыт сотрудничества был успешным — впоследствии Бельский написал либретто для «Сказки о царе Салтане», «Сказания о граде Китеже» и «Золотого петушка».

Работа над оперой началась летом 1894 года в Вечаше — чудесном месте, где было большое озеро, огромный старинный сад, прекрасное купанье. «Помнится, что местом сочинения часто служили для меня длинные мостки с берега до купальни в озеро, — вспоминал Римский-Корсаков. — Мостки шли среди тростников: с одной стороны виднелись наклонившиеся большие ивы сада, с другой — раскидывалось озеро Песно. Все это как-то располагало к думам о Садко». Следующее лето композитор провел там же, и теперь работа над «Садко» шла безостановочно. Картины писались одна за другой — по первоначальному плану, то есть без жены Садко Любавы и, следовательно, без третьей картины, которая появилась позже.

Полностью опера была закончена осенью 1896 года. Ее первым издателем был М.П. Беляев. Сочинение было предложено дирекции Мариинского театра, но реакция бала весьма прохладной; Николай II вычеркнул ее из репертуара. Премьера «Садко» состоялась на сцене Московской частной оперы С.И. Мамонтова в Рождество 1897 года и прошла с большим успехом (автор декораций — Константин Коровин). Не в последнюю очередь популярность оперы обязана исполнителям: в партии Волховы блистала Надежда Забела-Врубель, а Варяжского гостя пел Федор Шаляпин.

Знакомство певицы и композитора произошло в это время. Впервые Римский‑Корсаков услышал ее 30 декабря 1897 года как раз в партии Волховы. «Можно себе представить, как я волновалась, выступая при авторе в такой трудной партии, — рассказывала Забела. — Однако опасения оказались преувеличенными. После второй картины я познакомилась с Николаем Андреевичем и получила от него полное одобрение». Римский‑Корсаков после «Садко» пишет артистке: «Конечно, вы тем самым сочинили Морскую Царевну, что создали в пении и на сцене ее образ, который так за вами навсегда и останется в моем воображении...» Вскоре Забелу‑Врубель стали называть «корсаковской певицей». Она стала главным действующим лицом в постановке таких шедевров Римского‑Корсакова, как «Псковитянка», «Майская ночь», «Снегурочка», «Моцарт и Сальери», «Царская невеста», «Вера Шелога», «Сказка о царе Салтане», «Кощей Бессмертный».

В богатых палатах на пире новгородских купцов Садко поет о дальних землях и морях, куда он мечтает донести славу Великого Новгорода. Не по нраву пришлись дерзкие речи купцам, прогоняют они Садко. На берегу Ильмень-озера Садко поет печальную песню. Вдруг появились прекрасные лебеди и обратились в красных девиц, а самой прекрасной была Волхова — дочь царя морского, своей песней Волхова зачаровала Садко. Околдованный Садко возвращается в Новгород, но, услышав колокольный звон, решает пойти искать обещанное Волховой богатство и счастье. Предсказания сбываются, гусляр стал богат и, послушав заморских купцов, отправляется в путешествие, на двенадцать лет. На обратном пути остановились корабли без ветра — царь морской дань потребовал. Жребий выпал Садко, встал он на дубовую доску посреди моря, и сразу наполнились ветром паруса корабельные. Ударил он в гусли, расступилось море, и оказался гусляр в подводном царстве. Стал играть Садко для морского царя, да так красиво, что тот решил женить его на Волхове. Начался пир свадебный, а когда гусляр играть начал, все морское царство в пляс пустилось. От пляски этой началась буря великая, корабли тонуть стали. Но появился тут богатырь Старчище, выбил гусли из рук Садко и объявил конец власти царя морского. А дочери его Волхове назначил стать рекою.

Подводное царство пропало, а Садко с Волховой в раковине, касатками запряженной, отправились к Новгороду. На берегу озера убаюкала Волхова Садко песнею, а сама рассеялась туманом и в реку превратилась. Плач жены Садко Любавы Буслаевны разбудил гусляра и беседовали они до рассвета, когда туман рассеялся, и все увидели, как по реке Волхове плывут от моря к Новгороду корабли с дружиной Садко. Дивились все, слушали рассказ о чудесных приключениях, славили гусляра, реку Волхову и Великий Новгород.

Вскоре после премьеры в Москве «Садко» появился на сценах Народного дома в Петербурге, театра Музыкальной драмы, Мариинского театра. В 1906 году опера впервые прозвучала в Большом театре и затем ставилась здесь еще несколько раз (в 1906-м — с декорациями Васнецова, в 1914-м — Билибина, в 1935-м — Федоровского). В 1949 году оперу поставили режиссер Борис Покровский, художник Федор Федоровский и дирижер Николай Голованов. Садко пел Георгий Нэлепп, Волхову — Наталья Шпиллер, Варяжского гостя — Павел Лисициан, Индийского гостя — Иван Козловский. Постановка была награждена Сталинской премией.

Опера «Садко» всегда считалась одной из интереснейших для художника-декоратора. Перед ним открывается возможность воплотить картины древнего Новгорода со всем своеобразием его архитектуры, пленительные картины русской природы и бескрайней шири моря-океана, уже не говоря о фантастическом разнообразии материала для создания костюмов и гримов. Русский быт и подводное царство, корабельщики, иноземные гости и морские чудища. Федоровский использовал мотивы старинной русской архитектуры в декорациях древнего Новгорода, в оформлении сцены у Ильмень-озера отразил красоту русской природы и поэзию русских народных сказок. Удались ему и картины бескрайней морской шири, и, конечно, он смог продемонстрировать всю палитру волшебных образов в оформлении подводного царства.

ВИДЕО

Смотрите также

  • Драма
  • Константин Зубов
  • 1964
  • 166 мин

Государственный академический Малый театр

  • Драма
  • Борис Покровский
  • 1992
  • 137 мин

Государственный академический Большой театр

  • Драма
  • Мария Кнебель
  • 1967
  • 160 мин

Московский художественный академический театр им. М. Горького (МХАТ)

Звенит в ушах лихая музыка атаки

1 декабря Россия отмечает день хоккея

Космический пират и король Теодор

30 ноября — день рождения актера Вячеслава Невинного

Кино на портале Культура.РФ

Более 1000 фильмов, рецензии ведущих критиков, тематические подборки и интересные факты

Театры на портале Культура.РФ

Удивительные факты и легендарные постановки

Главное слово — мама

Поздравляем с Днем матери

Концерт завершает Год Сергея Прокофьева в России.

Подробнее

Праздник интеллектуальной литературы подводит книжные итоги года.

Подробнее

Увидеть старинные механические куклы, узнать различия крестьянских лаптей, услышать сонеты Шекспира…

Подробнее

Изучим афишу последнего месяца 2016 года.

Подробнее

Выставка Альбины Акритас в Салониках.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть